обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 1   
Н.М. Климантов
Студент ФФ БГПУ

Реализация принципа наглядности при построении учебного пособия для младших школьников “Астрономия и физика для тех, кому от и до”

     В настоящее время происходит резкое увеличение уровня знаний младших школьников за счет интенсивной информатизации общества. Уже на начальных этапах обучения задают они огромное количество "Почему?" своим учителям и воспитателям, на которые те обычно отвечают: "Потерпи немного. Ответы на свои вопросы ты услышишь в старших классах". Ребенка, как правило, этот ответ не удовлетворяет, и он начинает самостоятельно собирать, накапливать сведения, большей частью ошибочные. Следствие этого - неправильное представление об окружающем мире, о том, как он устроен. В связи с этим необходимо уже с младшего возраста постепенно формировать элементарные представления о физической картине мира. Поэтому в настоящее время уже существуют программы изучения таких предметов как география, история и естествознание в начальной школе. Проблемой создания учебных пособий для младших школьников занимались, например, Е.П. Левитан (факультативный курс "Твоя вселенная"), А.А. Плешаков (курс с экологической направленностью "Зеленый дом", где имеется также факультативный курс "Планета загадок") и др.
     В нашем университете старшим преподавателем кафедры МПФ Н.А. Хомутцовой, совместно с группой студентов, был разработан курс "Введение в космофизику". На основе отобранного материала было решено создать учебное пособие, которое было бы интересно младшему школьнику. Это определило цель моей работы - иллюстрирование накопленного материала в соответствии с рекомендациями педагогов и психологов, которое способствовало бы реализации принципа наглядности. Объектом моего исследования стала реализация принципа наглядности при построении учебных пособий, а предметом исследования - реализация принципа наглядности в учебных пособиях по естествознанию для младших классов.
     было предположено, что включение такого иллюстративного материала облегчит запоминание учебного материала и повысит интерес учащихся к изучаемому предмету.
     Для реализации поставленной цели, необходимо было изучить литературу, посвященную принципу наглядности. М.Н. Скаткин говорит о том, что "... дидактика установила принцип наглядности исходя из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрения вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности". При этом "... восприятие и наблюдение оказывается плодотворным, если у ребенка возник вопрос, появилось стремление увидеть, узнать, понять." В современное время проблемой реализации принципа наглядности при построении учебных пособий занимались У.В. Пильвре, Э.К. Реоли, В.И. Рывчин и др. Из большого числа классификаций иллюстраций по жанру, предложенных разными исследователями (А.И. Зильберштейном, А.В. Попковым, Б.Г. Тяпкиным, Н.А. Гончаровой, Д.Д. Зуевым) я руководствовался в работе классификацией, предложенной Д.Д. Зуевым. По жанру он делит иллюстрации на: художественно-образные, документальные (фотографии), научно-познавательные, технические, инструктивно-методические, декоративно-символические, карты, а также комбинированные.
     Иллюстративный материал в моей работе в большинстве своем носит комбинированный характер. Однако имеются иллюстрации, которые можно отнести только, например, к документальным (в основном в курсе астрономии) или только к техническим. При этом я старался изготовить такие иллюстрации, которые были бы не только интересны младшему школьнику, но и носили познавательный характер. Поэтому я руководствовался результатами работы Б. Карлавариса. В своих исследованиях он указывает на то, что иллюстрация, предназначенная для учащихся 1 - 4 класса должна носить несложный реалистичный характер. При этом контур по возможности должен быть резким и полным, а цвет иллюстрации в учебнике для младших классах - интенсивным. Желательно, чтобы иллюстрация была раскрашенной в несколько цветов.
     Наше учебное пособие предполагает, что раскрашивать картинки и фотографии будут сами учащиеся, и эта работа будет оцениваться. При этом с помощью иллюстративного материала можно предлагать учащимся различные задания. Например, придумать вопрос к рисунку; описать явление, случай; выделить главную мысль; рассказать назначение предметов, изображенных на рисунке. И наоборот, можно предложить зарисовать результат опыта в пособие, т.к. для этого выделено специальное пространство.
     Авторы названных выше работ указывают на необходимость преобладания в учебных пособиях для младших школьников художественной иллюстрации и лишь иногда несложной фотографии, т.к. в рисунке всегда можно выделить и преподнести лишь главное, существенное. Поэтому я изготовил иллюстрации таким образом, чтобы в пособии было представлено по возможности меньше фотографий, однако иллюстрации все же носили преимущественно реалистичный характер.
     Чтобы как можно полнее реализовать принцип наглядности при построении учебного пособия, я придерживался классификации иллюстраций по их связи со словесным текстом, предложенной В.И. Рывчиным. Согласно данной классификации возможны четыре ситуации: а) сведения, полученные из текста являются ведущими; б) сведения, полученные из словесного текста, комментируют иллюстрацию; в) слияние сведений из словесного текста и иллюстрации за счет "вторичного" объединения; г) нельзя разделить сведения, полученные из текста и иллюстрации. При этом я согласен с автором в том, что наиболее предпочтительны вторая и четвертая ситуации, т.к. по мнению Рывчина, "при этом иллюстрация необходимо должна стать объектом активной познавательной деятельности учащихся".
     Текст учебника также сопровождается сигналами - рисунками, которые входят в аппарат ориентировки.
     Также в своей работе я старался, чтобы на странице пособия находилась минимум одна иллюстрация. При этом она должна быть как можно более оригинальнее, чтобы запомниться ученику и служить ему как бы своеобразным ориентиром при работе с пособием. Каждую тему в нашем учебнике "представляют" ученику новые герои. При этом они как бы ведут диалог с читателем.
     Кроме того, в книге имеются герои, которые проходят вместе с читателем через весь курс обучения. Это также не могло не понравиться младшему школьнику.
     Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанного пособия проводился в 69 школе г. Барнаула в 3а классе. За время эксперимента было проведено 8 уроков, которые проводились в соответствии с программой вышеуказанного курса при изучении тем "Агрегатные состояния вещества", "Вода" и "Воздух". На последнем уроке было проведено закрытое анкетирование. Анализ ответов позволил сделать вывод о том, что учащиеся заинтересовались изучением данного предмета. Кроме того, ряд иллюстраций, использованных при работе, значительно облегчил процесс запоминания учебного материала.
     Результатом моей работы является большое количество качественных иллюстраций, органично вписывающихся в пособие. В конечном счете полученное пособие можно рекомендовать учителям начальных классов при проведении уроков природоведения, а также для занятий учащихся с родителями и, конечно же, тем, кто будет вести курс "Введение в космофизику".

Просмотров: 2965
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ