обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 1   
М.А. Кваша
Студент ФФ БГПУ

Мотивация учебной деятельности школьников на уроках физики

     Под мотивами понимают побудительную причину действий и поступков. На формирование мотивов влияют потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установка, идеалы и интересы.
     На сегодняшний день учебная деятельность для большинства школьников имеет вынужденный характер: нужно учиться, чтобы не быть безграмотным, поступить в институт, получить хороший аттестат, приобрести профессию и т.д.
     Задача учителя заключается в том, чтобы сформировать у своих учеников высшие мотивы - социальные и духовные, т.е. воспитать у них убеждение в необходимости получения знаний для того, чтобы быть полезным обществу, воспитывать у них познавательные мотивы к предмету. Мотивы обусловливают успешность усвоения и степень осознанности всего процесса обучения. Проблема формирования положительной мотивации школьников на уроках физики остается актуальной. Множество педагогов на сегодняшний день занимаются решением этой проблемы. Среди работ по данной тематике можно назвать работы А.К. Марковой ("Формирование мотивации учения в школьном возрасте"), Н.Ю. Мелюковой (сборник "Я иду на урок физики"), Н.Г. Свириденковой и Т.Н. Шамало ("Формирование положительной мотивации в процессе обучения физике") и др.
     Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Мотивационная сфера состоит из ряда побуждений: идеалов и ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов, эмоций и т.д. (А.К. Маркова). Такой аспект мотивации как интерес, психологи определили как мотив, способствующий ориентировке в какой - либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному отражению действительности. Если учителю удается пробудить интерес к своему предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся, они будут стремиться к знаниям. Положительные эмоции, интерес, стимул - это своего рода фундамент формирования положительной мотивации учащихся.
     Выполненная мной работа основана на изучении методов формирования положительной мотивации школьников, в частности таких ее аспектов как мотивы, интересы, эмоции, стимулы, побуждающие ученика стремиться к знаниям.
     Дидактический материал данной работы должен повлиять на формирование положительной мотивации школьников, т.е. побудить интерес к изучению физики, вызвать положительные эмоции, вызвать "тягу" к творческой деятельности, что в дальнейшем приведет к формированию других сторон мотивационной сферы - мотивов, целей, идеалов.
     Представленный дидактический материал, в комплексе является рассортированным по своей специфике. В него входят: занимательные задачи, исторические сведения, кроссворды, лабораторная работа. Предлагаемые занимательные вопросы и задачи, это в основном отрывки из сказок, позволяющие поднять настроение, вызвать улыбку. Известно, что решение задач для учащихся является едва ли не самым сложным процессом при изучении физики. Мало того, что сам по себе он весьма трудоемок, но применяемая методика обучения порой такова, что учебная деятельность не вызывает интереса у учащихся, чаще всего решение задач проводится в конце урока, и учитель предлагает для решения наиболее типичные задачи в качестве закрепления теоретического материала. Для того чтобы сделать этот процесс увлекательным, необходимо не только обучать школьников решению задач, но и развивать умение самим составлять задачи.
     Наука физика постоянно развивается, но не на пустом месте, а постоянно отталкивается от опыта предыдущих поколений. С помощью некоторых исторических фактов возможно стимулирование изучения физики у учеников увлекающихся историей.
     Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся, на уроках физики могут служить занимательные опыты. Ученики самостоятельно будут приходить к выводу их физической природы. Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, могут служить примерами сопровождения рассказа учителя. Заключая в себе эмоциональный элемент, этот материал легко усваивается учениками. Интеллектуальные игры, к которым относятся и кроссворды, не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, но и способствуют процессу развития поисково-творческих способностей учеников, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретенных сведениях. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность самовыражения, доставляют ни с чем не сравнимое удовлетворение своими правильными ответами и сообщают, тем самым, заряд душевной бодрости. Учителю же кроссворды помогают проверить знания учащимися предмета, оценить уровень их развития, получить представления о широте имеющихся у них сведений по физике. Как правило, решение кроссвордов эффективно после изучения очередного раздела курса физики и при обобщении учебного материала. Показателем успешности овладения учебного материала может служить коэффициент усвоения К, который принимается равным отношению числа М правильно отгаданных слов к общему числу N. Если число К<0.7, положительную оценку ставить нельзя. К - определяется учителем в зависимости от числа слов в кроссворде.
     В настоящее время в курсе молекулярной физики мало уделяется внимания жидкостям и их свойствам. Нами предложена работа "Измерение коэффициента поверхностного натяжения жидкости". Суть состоит в том, что ученики самостоятельно изготавливают простейшую установку, по чертежу данному учителем, самостоятельно изучают тему "Жидкости и их свойства", снимает показания. Работа позволяет ученику поверить в свои силы и в большей степени углубит знания. Материалы данной работы были успешно апробированы.

Просмотров: 4901
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ