С.А. Семенчук
Студент ФФ БГПУ
|
Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики с использованием дидактического материала
|
Задачи совершенствования содержания
образования и воспитания выдвигают определенные требования к методам и
приемам работы учителя физики. Обучение должно быть ориентировано на то,
чтобы развивать у школьников не только репродуктивное, но и творческое
мышление. В век научно-технического прогресса особое значение приобретает
определенный уровень развития ученика, его мышления, умение учиться
самостоятельно, так как для развития науки, техники, производства на
современном этапе обществу нужны новаторы, изобретатели, рационализаторы -
люди творческие, cпособные создать новое во всех областях жизни.
Заинтересованное внимание к каждому человеку, создание условий для его
самореализации, развитие творческих способностей не только большая
социальная, но и психологическая и педагогическая задача.
Данная задача
должна решаться комплексно и каждый предмет должен внести определенный вклад в ее решение.
В печати все чаще стали появляться
высказывания о том, что многие выпускники школы обогатив свою память за десять
лет учения обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными
при столкновении с жизненными проблемами, с практическими или теоретическими
заданиями, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные
знания, овладеть умением самостоятельно думать.
Приходится констатировать, что в настоящее время большинство учебных программ
делает упор на развитие конвергентного (воспроизводящего), а не дивергентного
(творческого) мышления, что сужает мыслительную деятельность учащихся.
Программы обучения ориентированы только на усвоение знаний, воспитывают
потребителя, который начинает возмущаться, когда от него требуют творческого
подхода к задаче.
Социальные изменения, происходящие
в настоящее время в нашем обществе, привели к существенным изменениям в
образовательной системе. Эти изменения дают учителю достаточно широкую
свободу в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и
структуры учебного материала. Вместе с тем, сегодня школа требует от учителя
отказа от шаблонных методов работы. Многие педагоги пришли к выводу о том,
что нужно совершенствовать методы обучения и дополнить ранее применявшиеся
формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было
бы успешно развивать мышление школьников, умение самостоятельно приобретать
знания из разных источников, воспитывать творческую личность, так как
творческие способности - являются базовыми ресурсами цивилизации.
Достижение цели развития
творческих способностей, позволит решить многие задачи обучения:
1) обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала;
2) подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности,
умению самостоятельно пополнять знания;
3) воплощать в жизнь научно - технические решения;
4) дать вузам хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески
овладеть выбранной профессией.
Насколько мы понимаем, единого
взгляда на творческий процесс не существует. По Фрейду: творчество - это
проявление инстинктов, по Платону - богом данная одержимость. Многие другие
философы и психологи рассматривают творческий процесс скорее как
бессознательный с оттенками мистики, чем сознательный и управляемый.
Поэтому казалось бы и научить творчески мыслить, по самому определению,
невозможно.
Мы исходим из того, что
творчество - это вид высшей нервной деятельности, биологически
запрограммированный в человеке, но часто не проявляющийся ввиду
отсутствия условий развития. Творчество - это одно из основных
составляющих человеческого счастья. Поэтому главнейшей целью
педагогической деятельности можно считать создание условий для
развития творческих способностей личности.
Могут вместе лежать
порох и спички, но не быть огня. Огонь - это и есть тот творческий
процесс, который нужно получить, а эмоциональная окраска - это
условие стимула к творчеству.
Создавая творческую
атмосферу, всегда нужно помнить, что выполнять в точности предписания
(например, в лабораторной работе) нужно уметь, но ограничиться ими не
всегда интересно. Интерес и возможности творчества - в дополнительных
правах.
Для развития творческих
способностей учащихся нами был разработан дидактический материал,
представляющий собой карточки с рисунками, с изображением персонажей
из мультфильмов. Идея была взята у Б.И. Коротяева, который
утверждает, что основной путь перевода познавательной деятельности
на более высокий творческий уровень - это целенаправленная работа
учителя по обучению школьников самой познавательной деятельности -
распознание предметов или явлений, выявление существенных признаков
и отличий, т.е. процедура описания, объяснения и преобразования
(применения).
Под творческим подходом
в обучении мы подразумеваем систему оригинальных методических приемов,
позволяющих оптимально реализовать цели обучения с учетом класса и в
рамках конкретной учебной программы.
Разработанные карточки предназначены
для учащихся 7 классов при изучении темы "Работа и мощность. Энергия."
Каждая карточка содержит по два рисунка и относится к урокам:
"Механическая работа", "Мощность", "Простые механизмы", "Кинетическая и
потенциальная энергии", "Явление превращения энергии". К карточкам прилагаются
следующие задания: "Проанализировать ситуации, выявить сходства
и различия изображенных явлений и сделать соответствующие выводы"; "Придумать
рассказ - вопрос"; "Придумать задачу". Такие карточки можно использовать в
качестве закрепления пройденной темы, при объяснении темы или в качестве
контролирующего задания.
Карточки помогают лучше усвоить
новые величины (явления, законы), играют большую роль в формировании
мировоззрения, развивают такие качества ума как наблюдательность,
умение анализировать, сопоставлять, находить аналогии, взаимосвязи,
делать обобщения, т.е. таких качеств ума, которые в совокупности составляют
основу творческих способностей. И, конечно же, карточки дают возможность
развивать воображение, фантазию, так как это необходимый элемент
творческой деятельности человека.
Придумывая рассказы - вопросы,
задачи, школьники реализуют потребность в самовыражении, демонстрируют
развитость своего мышления. Все это способствует преобразованию образов
реальной действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях.
Практика преподавания показывает,
что используемая система карточек на уроках физики повышает интерес учащихся
к предмету, формирует прочное усвоение знаний и следовательно, способствует
развитию творческих способностей.
Просмотров: 3526