обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 1   
С.А. Семенчук
Студент ФФ БГПУ

Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики с использованием дидактического материала

     Задачи совершенствования содержания образования и воспитания выдвигают определенные требования к методам и приемам работы учителя физики. Обучение должно быть ориентировано на то, чтобы развивать у школьников не только репродуктивное, но и творческое мышление. В век научно-технического прогресса особое значение приобретает определенный уровень развития ученика, его мышления, умение учиться самостоятельно, так как для развития науки, техники, производства на современном этапе обществу нужны новаторы, изобретатели, рационализаторы - люди творческие, cпособные создать новое во всех областях жизни. Заинтересованное внимание к каждому человеку, создание условий для его самореализации, развитие творческих способностей не только большая социальная, но и психологическая и педагогическая задача.
     Данная задача должна решаться комплексно и каждый предмет должен внести определенный вклад в ее решение.
     В печати все чаще стали появляться высказывания о том, что многие выпускники школы обогатив свою память за десять лет учения обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими или теоретическими заданиями, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, овладеть умением самостоятельно думать. Приходится констатировать, что в настоящее время большинство учебных программ делает упор на развитие конвергентного (воспроизводящего), а не дивергентного (творческого) мышления, что сужает мыслительную деятельность учащихся. Программы обучения ориентированы только на усвоение знаний, воспитывают потребителя, который начинает возмущаться, когда от него требуют творческого подхода к задаче.
     Социальные изменения, происходящие в настоящее время в нашем обществе, привели к существенным изменениям в образовательной системе. Эти изменения дают учителю достаточно широкую свободу в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и структуры учебного материала. Вместе с тем, сегодня школа требует от учителя отказа от шаблонных методов работы. Многие педагоги пришли к выводу о том, что нужно совершенствовать методы обучения и дополнить ранее применявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых возможно было бы успешно развивать мышление школьников, умение самостоятельно приобретать знания из разных источников, воспитывать творческую личность, так как творческие способности - являются базовыми ресурсами цивилизации.
     Достижение цели развития творческих способностей, позволит решить многие задачи обучения:
1) обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала;
2) подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания;
3) воплощать в жизнь научно - технические решения;
4) дать вузам хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной профессией.
     Насколько мы понимаем, единого взгляда на творческий процесс не существует. По Фрейду: творчество - это проявление инстинктов, по Платону - богом данная одержимость. Многие другие философы и психологи рассматривают творческий процесс скорее как бессознательный с оттенками мистики, чем сознательный и управляемый. Поэтому казалось бы и научить творчески мыслить, по самому определению, невозможно.
     Мы исходим из того, что творчество - это вид высшей нервной деятельности, биологически запрограммированный в человеке, но часто не проявляющийся ввиду отсутствия условий развития. Творчество - это одно из основных составляющих человеческого счастья. Поэтому главнейшей целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности.
      Могут вместе лежать порох и спички, но не быть огня. Огонь - это и есть тот творческий процесс, который нужно получить, а эмоциональная окраска - это условие стимула к творчеству.
     Создавая творческую атмосферу, всегда нужно помнить, что выполнять в точности предписания (например, в лабораторной работе) нужно уметь, но ограничиться ими не всегда интересно. Интерес и возможности творчества - в дополнительных правах.
     Для развития творческих способностей учащихся нами был разработан дидактический материал, представляющий собой карточки с рисунками, с изображением персонажей из мультфильмов. Идея была взята у Б.И. Коротяева, который утверждает, что основной путь перевода познавательной деятельности на более высокий творческий уровень - это целенаправленная работа учителя по обучению школьников самой познавательной деятельности - распознание предметов или явлений, выявление существенных признаков и отличий, т.е. процедура описания, объяснения и преобразования (применения).
     Под творческим подходом в обучении мы подразумеваем систему оригинальных методических приемов, позволяющих оптимально реализовать цели обучения с учетом класса и в рамках конкретной учебной программы.
     Разработанные карточки предназначены для учащихся 7 классов при изучении темы "Работа и мощность. Энергия." Каждая карточка содержит по два рисунка и относится к урокам: "Механическая работа", "Мощность", "Простые механизмы", "Кинетическая и потенциальная энергии", "Явление превращения энергии". К карточкам прилагаются следующие задания: "Проанализировать ситуации, выявить сходства и различия изображенных явлений и сделать соответствующие выводы"; "Придумать рассказ - вопрос"; "Придумать задачу". Такие карточки можно использовать в качестве закрепления пройденной темы, при объяснении темы или в качестве контролирующего задания.
     Карточки помогают лучше усвоить новые величины (явления, законы), играют большую роль в формировании мировоззрения, развивают такие качества ума как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, находить аналогии, взаимосвязи, делать обобщения, т.е. таких качеств ума, которые в совокупности составляют основу творческих способностей. И, конечно же, карточки дают возможность развивать воображение, фантазию, так как это необходимый элемент творческой деятельности человека.
     Придумывая рассказы - вопросы, задачи, школьники реализуют потребность в самовыражении, демонстрируют развитость своего мышления. Все это способствует преобразованию образов реальной действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях.
     Практика преподавания показывает, что используемая система карточек на уроках физики повышает интерес учащихся к предмету, формирует прочное усвоение знаний и следовательно, способствует развитию творческих способностей.

Просмотров: 3526
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ