обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 2   
Сальникова З.А.
Студентка ФФ БГПУ

Особенности формирования понятий о физических величинах у учащихся 7 класса

Разработке теории формирования у школьников научных понятий посвящены исследования многих советских и зарубежных психологов, таких как Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, Д.Н. Богоявленский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, В. Рассел и др. Изучением этой проблемы занимаются также методисты и педагоги, такие как М.Н. Верзилин, М.И. Скаткин, С.Г. Шаповаленко и др. Уже более тридцати лет в Челябинском педагогическом университете проводятся конференции по проблеме формирования понятий под руководством А.В.Усовой.

Наша работа посвящена разработке методических рекомендаций по организации урока, которые будут способствовать лучшему формированию у учащихся понятий о физических величинах.

Мы исходим из того, что если в процессе обучения вводить физические величины по разработанным методическим рекомендациям, то формирование знаний о физических величинах у учащихся будет эффективнее.

Нами были проанализированы работы по формированию понятий о физических величинах А. А. Шаповалова, А. Н. Крутского, А. В. Усовой. По предложенной А. А. Шаповаловым структуре изучения физического явления были разработаны методические рекомендации по формированию у учащихся понятий о физических величинах, изучаемых в теме ''Взаимодействие тел'', которые соответствуют количественному аспекту описания явления и учитывают особенности формирования понятий у учащихся 7 класса.

Прежде чем рассказывать о методических рекомендациях, необходимо выделить эти особенности. Во-первых, это 7 класс, где знания методологического характера у учащихся полностью отсутствуют. Во-вторых, начало знакомства с новым предметом - физикой. В-третьих, с первой ступени обучения необходимо формировать знания методологического характера, которые активизируют аналитическую и синтетическую деятельность ума.

Практика многих педагогов показывает, что если обучение с 7 класса ведется согласно схеме изучения физического явления, то в девятый класс ученики приходят с систематизированными прочными знаниями.

Во время педагогической практики был проведен ряд уроков по разработанным методическим рекомендациям по формированию понятия плотность.

Так как у многих учащихся 7 класса слабо развито теоретическое понятийное мышление, то они при овладении смысловым материалом ''схватывают'' не гипотезу, не доказательства, представленные в нем, а отдельные факты или набор фактов.

Чтобы это предотвратить, согласно принципу систематичности и последовательности, необходимо рассказать ученикам, что для полного изучения чего-либо необходим план, и что в дальнейшем будем изучать физическую величину, для которой тоже существует свой план. И он является общим для изучения всех физических величин.

Последующее изложение материала должно идти строго по указанному плану, что позволит школьникам следить за мыслью учителя, а в дальнейшем построить свой логически правильный ответ.

Во время формирования понятия плотности необходимо поставить вопрос перед учащимися: почему тела, изготовленные из разных веществ, при одинаковых объемах имеют разные массы.

Следуя принципу наглядности, для стимулирования перехода от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому, необходимо провести эксперимент. Выражение ''идея эксперимента'', в силу новизны предмета для семиклассников непонятно, но, если в дальнейшем использовать его для введения других физических величин, то школьники на интуитивном уровне поймут его смысл. На этом этапе изучения физической величины необходимо ученикам сказать о том, что для ответа на поставленный вопрос нужно взять два тела равного объема, изготовленные из разных веществ и сравнить их массы. Можно уравновесить на весах различные тела и сравнить их объемы.

Установку для наблюдения эксперимента можно собрать, используя доступные каждому учителю приборы и материалы: весы, цилиндры одинакового объема, изготовленные из разных материалов, несколько деревянных брусков и алюминиевый брусок.

Следуя принципу научности, который воплощается в объяснении школьникам методики проведения эксперимента, необходимо указать, что опыты должны составлять логически связанную систему, в которой каждый следующий развивает предыдущий и опирается на него. Это достигается тем, что демонстрационная установка для каждого следующего опыта в основном оставляется прежней, а новый эффект получается путем небольшого ее изменения или дополнения.

Так, можно взять два цилиндра равного объема, изготовленные один из меди, а другой из алюминия и поставить на каждую из чашек рычажных весов. Затем сравнить их массы. Можно взять один алюминиевый брусок и уравновесить его несколькими деревянными брусками. Затем сравнить их объемы.

На основе проделанных опытов нужно сделать выводы о том, что тела одинакового объема, изготовленные из разных веществ, имеют разные массы, а тела одинаковой массы имеют разные объемы. То есть можно предположить, что для объяснения этих различий нужна какая-то величина, которая бы являлась характеристикой вещества.

С учетом принципа доступности обучения, для облегчения нахождения определяющей формулы, целесообразно с учениками решить задачу, попутно показывая правильное ее оформление. Решив ее, нужно сделать вывод, что, если делить величину массы тела на его объем, то для одного и того же вещества отношение этих величин остается одинаковым.

Затем следует сказать что, если делить величину массы тела m на его объем V, результат удовлетворяет поставленному в начале вопросу, и может являться характеристикой вещества. Полученная величина называется плотностью.

После этого необходимо показать формулу в словесном виде, с помощью карточек

плотность = масса/объем.

Затем сказать, что новая физическая величина обозначается буквой ρ (ро), перевернуть карточки и показать формулу в символическом виде: ρ = m/V. Это способствует развитию зрительной памяти у учеников.

Следующей позицией является формализованный анализ полученной формулы. Технология усвоения ее элементов реализуется в виде ряда правил.

Следуя принципу систематичности и последовательности, необходимо школьникам рассказать эти правила в общем виде, затем непосредственно для изучаемой физической величины, а уже после, для закрепления, попросить нескольких учеников воспроизвести их. Все это будет отвечать принципу сознательности и активности учащегося в обучении. Если учитель работает по этому направлению, то можно ожидать, что учащиеся будут осозновать технологию учения и владеть приемами учебной работы, приемами оперирования знаниями в вариативных ситуациях учебной деятельности.

Но одного этапа непосредственного введения для сформированности знания не достаточно. То есть, следующим должен быть этап закрепления изученного материала. Для этого необходимо поработать с таблицей плотностей. Называя плотность того или иного вещества, отыскивая в таблице большую и малую плотности и сравнивая их, ученик каждый раз должен отвечать на вопрос: ''Что означает рассматриваемая величина?''

Решение задач - неотъемлемая составная часть закрепления материала, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся и навыки применения знаний на практике. Исходя из резервов времени, целесообразно отвести на решение задач два занятия, и одно занятие посвятить лабораторной работе по определению плотности твердых тел.

На уроках решения задач необходимо решить несколько качественных задач, которые позволяют акцентировать внимание учащихся на физическом смысле величины. Далее необходимо приступить к решению количественных задач, одной из важных деталей которых является перевод единиц плотности из одной системы в другие. Чтобы это не вызывало затруднений, следует показать ученикам основные правила перевода и дать их под запись.

На последнем этапе формирования понятий нужно провести контроль знаний. Он может быть как устным, так и письменным. Устную проверку знаний следует применять на всех уроках по изучению темы и на уроках по решению задач. Этим достигается закрепление полученных учащимися знаний и успешное усвоение последующих его элементов.

На отдельный урок следует вынести выполнение контрольной работы, которая позволяет проверить умение решать задачи, оперировать с наименованиями единиц, выводить формулы.

Для успешного формирования понятий о физических величинах необходимо пройти все выше рассмотренные этапы.

В дипломной работе разработаны методические рекомендации по формированию других понятий о физических величинах, изучаемых в теме “Взаимодействие тел”, таких как путь, скорость, масса, сила, вес, равнодействующая сила.

Разработанный материал был апробирован на педагогической практике в школе - гимназии № 42 в 7Г классе.

Проведенный эксперимент показал, что, если в процессе обучения вводить физические величины по разработанным методическим рекомендациям, то формирование знаний у учащихся будет эффективнее. По результатам самостоятельных работ можно сказать, что эксперимент подтвердил наличие положительного педагогического эффекта предлагаемых методических рекомендаций.

Можно высказать надежду, что в дальнейшей своей педагогической деятельности, по мере изучения физических величин аналогичным образом, у учащихся будут формироваться умения и навыки самостоятельно приобретать новые знания в процессе учебной деятельности.

Просмотров: 3256
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ