обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 2   
Майер И.А.
Студентка ФФ БГПУ

Коллективно-групповая работа учащихся на уроках физики 7 класса

Процесс обучения - целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание, развитие.

Успех обучения зависит как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей, иначе говоря, методов. Несмотря на то, что методы обучения применяются в течение многих веков, с самого возникновения школы разработка методов обучения доставляла и доставляет немало трудностей. Постоянно возникает проблема, как провести урок, какими методами, средствами, формами необходимо воспользоваться, чтобы он был эффективным.

То есть остается актуальной проблема совершенствования методов и организационных форм обучения. Необходимо не только сообщить систему научных знаний, но вооружить учащихся целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поэтому, говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, следует иметь в виду не только совершенствование методов сообщения новых знаний, но так же совершенствование методики формирования, у учеников умений и навыков.

Как говорят: “Умело ограненный алмаз становится бриллиантом. Хорошая форма позволяет ему играть цветами радуги, делая его привлекательным”. Но хорошая форма нужна не только алмазу, но и учебной деятельности. Такой является коллективная форма.

Коллективная работа возникает на базе дифференцированной групповой работы и работы в парах сменного состава, отмечают соответственно Лийметс Х. Й., Дьяченко В. К., Ривин А. Г..

Групповая деятельность учащихся при умелой педагогической организации способствует решению многих дидактических и воспитательных задач. В процессе групповой работы формируются познавательные интересы, самостоятельность, активность школьников, навыки культуры умственного труда, творческое отношение к делу.

При коллективной работе школьники могут по очереди сотрудничать друг с другом, выступая, то в роли обучаемых, то в роли обучающих. В результате каждый может продвигаться, используя свои способности.

Есть, конечно, преимущества коллективно-групповой работы, однако широкое распространение сдерживается сложностями его организационно-методического обеспечения.

В этом году студентами нашей группы разрабатывалась I глава учебника 7 класса, задача которой заключалась в подготовке учащихся к усвоению школьного курса физики. Разрабатывался справочник, задачник, рабочая тетрадь, содержание учебника, система демонстраций и лабораторных работ. Возник вопрос, как можно было бы организовать работу с данным дидактическим материалом и как сделать эту работу эффективной. Мы полагаем, что назрела необходимость в методических рекомендациях к использованию дидактического материала, разрабатываемого студентами.

Цель нашей работы - разработать методические рекомендации к дидактическому материалу, используя эффективные формы обучения (коллективно-групповую).

Новизна данной работы заключается в разработке методических рекомендаций по организации коллективно-групповой работы учащихся на основе системы связанных материалов для 7 класса.

В качестве предмета исследования был выбран процесс формирования знаний методологического характера у учащихся 7 класса на уроках физики с помощью коллективно-групповой работы и системы связанных материалов.

Предполагается, что овладение методологическим компонентом учебного материала и общеучебными умениями будет проходить более эффективно при коллективно-групповой работе.

Организация работы учащихся со справочником, вопросником, рабочей тетрадью и т. д. - ответственный вид деятельности учителя на ? ступени обучения. Так как ему необходимо с самого начала изучения школьниками физики формировать у учащихся познавательный интерес к данному предмету. Однако особенности возрастной психологии учеников (их непоседливость, неумение сосредоточиться, желание постоянно получать указание от учителя) вызывают определенные трудности.

В начале изучения физики особенно важно, чтобы метод обучения - решение задач - занял определенное ограниченное место и не вытеснял другие методы. Чтобы задачи играли развивающую роль, в их решении должна максимально проявляться самостоятельность учащихся. Не следует объяснять на уроках решение почти каждой конкретной задачи, а нужно показать на нескольких примерах анализ задачи, приемы записи.

Согласно технологической схеме коллективно-групповой работы, работу по формированию у учащихся умения решать задачи, рекомендуется организовать следующим образом.

  1. Необходимо записать тему урока “Решение задач”.
  2. Сообщить учащимся план и цель урока.
  3. Для того, чтобы ученики научились решать задачи и работать друг с другом, учитель вызывает кого-нибудь из учеников к доске (желательного более подготовленного).
  4. Демонстрирует перед всем классом, как нужно работать в паре, как анализировать задачу, как ее оформлять.
  5. Учитель задает наталкивающие вопросы своему ученику-партнеру.
  6. Вопросы следующего характера:
         а) прочитайте условие задачи;
         б) скажите, что известно в задаче;
         в) что нужно найти;
         г) как вы это будете делать;
         д) выполните соответствующие действия.
  7. Роли меняются. Учитель становится учеником и отвечает на вопросы, которые задает ученик. Решает задачу, показывает, как оформлять, объясняет, почему решатся так задача.
  8. Для того, чтобы ученики безошибочно задавали вопросы, они либо вывешиваются на плакате, либо записываются на доске.
  9. После такой подготовки класс разбивается на группы по 4 человека (желательно, чтобы дети были разного уровня).
  10. Каждой группе раздается по 4 комплекта карточек с разными цветовыми сигналами: красный, синий, зеленый, желтый, на которых либо написан номер задачи из задачника, либо учитель пишет условие задачи самостоятельно.
  11. Получив карточку, ученик записывает в тетрадь ее цветовой сигнал.
  12. Каждый решает свою задачу, работая самостоятельно, не общаясь с товарищами.
  13. По окончании работы над карточкой, ученик отчитывается перед учителем. Учитель делает у себя соответствующие пометки.
  14. Кого учитель проверил, ищет себе партнера по маршруту, и меняются карточками.
К С     К   С     К   С
                 
З Ж   З   Ж   З   Ж

Замечание: если перед обменом карточками партнер еще не готов, ученик может выполнить задание из серии: “Дополнительно” (для этого в тетради отводиться отдельная страница).
  1. Работа продолжается до тех пор, пока ученик не выполнит все 4 карточки с разными цветовыми сигналами.
  2. Рекомендуется провести контроль знаний:

а) собрать тетради;
б) провести самостоятельную кратковременную работу.

При организации такой работы у учащихся развивается самостоятельность, формируются их коммуникативные умения, в результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания, обсуждение одной информации с несколькими партнерами обеспечивает более полное усвоение.

В начале урока у учителя возникает проблема, как актуализировать знания учащихся. Необходимо ''освежить'' прежние знания и способы деятельности в памяти ученика: возбудить интерес к изучаемой теме, создать эмоциональный настрой и т. д. Учителю так же необходимо на этом этапе оценить степень готовности класса и отдельных учеников к восприятию нового материала.

Одним из способов может быть работа с вопросником. Рекомендуется организовать работу следующим образом.

  1. Предполагается, что у каждого ученика имеется вопросник (если нет, то его можно размножить).
  2. Класс делится на группы по 4 человека.
  3. Каждой группе раздается 4 комплекта карточек.
  4. На каждой карточке ставится номер (№1; №2; №3; №4).
  5. На карточке записывается номер задания, взятого из вопросника, либо учитель пишет задание сам.
    Замечание: необходимо учитывать, чтобы последовательность вопросов не имела логических разрывов.
  6. Далее работа в группах. Каждый ученик отвечает на свой вопрос. (Начинает отвечать тот, у кого карточка под №1, затем №2; №3; №4).
  7. Группа отчитывается перед классом. Кто из группы будет отвечать, определяет учитель.
  8. После изложения темы следующего урока записывается на каждую карточку еще по одному вопросу - теперь соответствующему содержанию.
  9. На следующий урок каждый ученик уже отвечает на 2 вопроса.
  10. Далее работа продолжается с пункта 2.
  11. Число вопросов в каждой карточке увеличивается от урока к уроку, но не безгранично: когда число вопросов достигает 4, добавляется к ним пятый, снимается первый, добавляется шестой, снимается второй и т. д.
  12. Вопросы вписываются на карточку до завершения изучения одной темы курса физики (главы учебника).
  13. При переходе к изучению другой темы (главы) заводятся новые карточки.

Такой прием хорош тем, что ученики знают: есть очень большая вероятность того, что на уроке придется отвечать, поэтому, чтобы не получить плохую оценку, нужно готовиться к нему. К тому же у учеников вырабатывается умение излагать мысли кратко точно, выделять главное из всего сказанного.

Разработаны так же методические рекомендации по организации работы учащихся со справочником, рабочей тетрадью, с системой демонстраций и лабораторных работ, по организации урока изучения нового материала.

Элементы коллективно-групповой работы были использованы на учебно-педагогической практике в 9 классе лицея N129 г. Барнаула в течение 5 недель. Результаты эксперимента показали, что коллективно-групповую работу можно и нужно использовать. Проведение занятий с элементами коллективно-групповой работой способствовало успешному усвоению материала, повышению учебной активности и самостоятельности при выполнении заданий, формированию коммуникативных навыков. Почти все учащиеся овладели обязательным уровнем подготовки по теме, которая изучалась на уроках. Вывод сделан на основании сравнения двух контрольных работ, проведенных до использования коллективно-групповой работы и после и на собственных наблюдениях.

Однако судить об эффективности влияния используемых форм коллективно-групповой работы на результаты усвоения знаний и овладения умениями и навыками мы не можем, в силу малого времени организации такой работы. На мой взгляд, оценить эффективность той или иной формы коллективно-групповой работы в полной мере можно лишь продолжительно ее используя, причем в разных классах и на разном материале.

Просмотров: 4331
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ