обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 2   
Макамбеджан Е.К.
Студентка ФФ БГПУ

Некоторые способы преобразования учебного материала

В теории и методике обучения физике выполнен ряд интересных исследований по интересующей нас проблеме. Так теорию по преобразованию материала можно найти в работах Шаповалова А.А., Крутского А.Н., Усовой А.В., Сохора А.М., Линника М.И., Суровикиной С.А..

Выбирая тему работы, я, прежде всего, руководствовалась её практической значимостью в моей будущей педагогической деятельности.

От того, в каком виде информация будет представлена учащимся, зависит успешность их обучения. Т. е. речь идет не о сухом изложении параграфов из учебника, которые учащиеся могут прочесть самостоятельно. Важно преобразовать материал таким образом, чтобы учащимися он был воспринят, понят, а проверка знаний по этому материалу имела положительные результаты.

В связи с проблемой развития у школьников логического мышления, памяти, творческих способностей, выдвигается задача не только применения учителем приемов преобразования материала в процессе обучения, но и выработки у учеников умения самостоятельно преобразовать изучаемый материал. Принимая во внимание эту проблему, становится необходимым разработать методические рекомендации по обучению учащихся преобразованию учебного материала разными способами.

Наши исследования проходило в плоскости содержания образовательного материала. Конкретной областью исследования являлись способы преобразования учебного материала.

Обобщая все сказанное, можно предположить, что если в учебном процессе использовать разработанные методические рекомендации по обучению учащихся преобразованию материала разными способами, то у учащихся будет происходить прочное и оперативное усвоение знаний.

Приемы и способы преобразования учебного материала разнообразны. Важно умело и с большей эффективностью использовать их в учебном процессе.

Учебный материал - это подлежащие усвоению знания, определенным образом сформулированные.

В более же общем смысле под учебным материалом следует понимать педагогически целесообразную систему познавательных задач.

В настоящее время в практической деятельности учителей физики находят применения такие способы преобразования учебного материала, как:

  • систематизация материала;
  • перевод информационных сообщений из утвердительной формы в вопросительную и обратно;
  • написание сочинений, докладов, рефератов;
  • составление кроссвордов.

    Систематизация позволяет более продуктивно использовать память, упорядочивает знания человека и вместе с тем служит источником новых знаний.

    Один из приемов систематизации, рекомендуемый как способ преобразования учебного материала - это составление систематизирующих таблиц.

    Опыт многих учителей разных школ показывает, что для некоторых учащихся большое число различных понятий, изучаемых в курсе физики, и еще большее количество соответствующих формул является трудным для усвоения. Чтобы школьникам легче было разбираться в этих вопросах, предлагается использовать систематизирующие таблицы, которые служат как бы конспектом сведений об изучаемых в школе явлениях, понятиях и т.д.

    Недостатки формул логических отношений как средства моделирования логической структуры учебного материала приводят к тому, что эта структура представляется слишком абстрактной, недостаточно конструктивной. Необходим способ, позволяющий придать логической структуре вполне обозримый, наглядный и в тоже время достаточно строгий характер. Таким методом является представление логических структур в виде графов.

    При построении графа каждый логический элемент может быть обозначен через прямоугольник с соответствующим названием. Прямоугольники соединены стрелками в соответствии с действительной связью логических элементов в выводе. Направление стрелок выбирается таким, что стрелки показывают переход от предыдущих элементов к последующим.

    В данную схему не вводятся все понятия, фактически необходимые для вывода формулы, если большая часть их хорошо известна учащимся еще до изучения соответствующего раздела физики. Попытка схематически изобразить все логические элементы рассуждения привела бы к слишком громоздкой, практически бесполезной схеме.

    Метод графов, позволяющий в наглядной и сжатой форме отобразить логико-генетические связи между элементами структуры учебного материала и последовательность формирования их у учащихся, весьма распространен в методике преподавания физики.

    Еще один способ, который относится к систематизации учебного материала - это структурно - логические схемы.

    Структурно - логические схемы используют для выделения основного содержания учебного материала урока, для его генерализации на основе ведущих физических теорий.

    Структурно - логические схемы, выполненные в виде ориентированных графов, широко используются не только при выводе формул, уравнений, но и при решении задач, проектировании эксперимента, оформлении готового теоретического материала.

    Например, знакомство с новой темой можно начать со структурно - логической схемы. Учитель не только сообщает учащимся, что они будут изучать, но и какие взаимосвязи существуют между отдельными понятиями и законами.

    Структурно - логические схемы могут составляться к отдельному уроку. Структурно - логическая схема связывает основные элементы знаний, получаемых на данном уроке, ее построение дает возможность учащимся глубже вникнуть в логические связи между элементами учебного материала, понять, что в нем главное, а что второстепенное. При построении схемы нужно стремиться к предельной ее простоте, по возможности симметрично располагать элементы, чтобы они лучше воспринимались и запоминались.

    Также, к систематизации материала, мы можем отнести и такой способ, как преобразование учебного материала в форме опорных сигналов.

    "Опорные сигналы" являются особой формой конспектов. В "опорных сигналах" информация, относящаяся к крупным, завершенным по каким - либо позициям блокам, предельно сжимается до уровня отдельных слов в предложениях или целых рассказах, аббревиатур, рисунков и т.д. Формой "опорных сигналов" являются "опорные конспекты" и "логические конспекты". "Опорный конспект" представляет собой лист с рисунками, отдельными словами, формулами. Опорные конспекты по теме "Электростатика" можно найти у Луппова Г.Д.. В них закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы, ученик фактически запоминает их расшифровку. Иногда это небольшой рассказ, в котором содержится один или несколько абзацев учебника или дополнительной литературы. Умение ученика по данному символу построить целый рассказ свидетельствует о понимании им изученного материала.

    Логические конспекты во многом похожи на опорные конспекты. В то же время у них есть существенные отличительные признаки.

    Принципиально от опорных сигналов они отличаются тем, что в них закодированная информация не просто объединяется в блоки по произвольному основанию. В логических конспектах наличие, название блоков, их количество, последовательность определяются логической структурой учебного материала.

    Еще одним способом преобразования информации, содержащейся в "максимальном тексте" является перевод информационных сообщений из утвердительной формы в вопросительную и обратно.

    Системы вопросов широко распространены в методиках преподавания различных учебных дисциплин, в том числе и физики. Они включены в качестве самостоятельного элемента во многие учебники физики, присутствуют в сборниках задач наряду с собственно задачами, выделены в специальные сборники. Принципы составления вопросов по физике для учащихся можно найти в работах А.А. Шаповалова.

    Следующий способ преобразования учебного материала - это написание сочинений, подготовка докладов, рефератов. Этот способ предполагает самостоятельную работу учащихся.

    Такой вид работы можно предлагать учащимся в качестве домашнего задания. Таким образом, учащиеся повторяют ранее пройденный материал, а также выполняют более сложные задания по проведению сравнений, сопоставлений, систематизации и обобщений, т.е. преобразовывают материал.

    Подготовка доклада - наиболее сложный вид самостоятельной работы. Он требует продуманного подхода к теме, четкого структурного построения, умения использовать литературные источники, а также привлекать знания, полученные ранее.

    Учащимся, которым сложнее справиться с подготовкой докладов, рефератов, можно предложить написать сочинение по предложенной теме.

    Все это способствует не только развитию навыков самостоятельной работы с литературой, но и воспитанию у учащихся интереса к чтению научно - популярной литературы по физике и технике, потребности в расширении и непрерывном углублении своих знаний.

    В процессе такой подготовки у учащихся вырабатываются следующие умения и навыки:

    1. Преобразовывать учебный материал.
    2. Составлять простой и развернутый план, делать выписки и конспекты с использованием нескольких источников.
    3. Составлять план доклада.
    4. Работать с каталогом.
    5. Работать с библиографией.

    Чтобы разнообразить проведение уроков, придать обучению элемент игры, вызывающей интерес школьников, и приучить их пользоваться учебником для проверки и уточнения своих знаний можно предложить им составить учебный кроссворд.

    Основу кроссворда, например, может составлять написанный на доске по вертикали физический термин. Ученикам предлагается написать слова, которые включали бы соответствующую каждой горизонтали букву написанного термина, и имели бы физический смысл. Затем в качестве домашнего задания, учитель предлагает составить и вопросы к тем словам, которые ученик подобрал для своего кроссворда.

    Т.е. составление кроссвордов является еще одним способом преобразования учебного материала.

    Нами составлены вопросы методического и предметного характера; на основе минимальных текстов, составленных Шаповаловым А.А., написаны максимальные тексты; разработаны методические рекомендации по обучению учащихся преобразованию учебного материала описанными способами, т.к. именно эти способы находят большое применение на современных уроках физики.

    Одной из важных задач было проведение педагогического эксперимента. Из-за сокращенного объема временных рамок при проведении педагогического эксперимента, у учащихся проверялось умение составлять логические конспекты. Педагогический эксперимент проводился в 10 "Г" классе лицея № 112 г. Барнаула.

    Педагогический эксперимент заключался в следующем: на протяжении всех уроков необходимо было представлять учебный материал учащимся в соответствии с одним из способов его преобразования, т.е. в форме логического конспекта, а затем проверить умение учащихся самостоятельно составлять логический конспект по теме урока.

    Педагогический эксперимент проводился при изучении закона Кулона.

    Задача учащихся состояла в следующем: по ходу объяснения нового материала и показа демонстраций учителем, самостоятельно отображать всю информацию в форме логического конспекта.

    Проверка работ осуществлялась методом их поэлементного и пооперационного анализа. Рассчитывались индивидуальные и групповые коэффициенты полноты выполнения предложенного задания. При обработке результатов и выставлении оценок использовались методы математической статистики.

    Анализируя полученные результаты можно утверждать, что предложенное задание по составлению логического конспекта соответствует уровню подготовки данного класса. Анализ работ по конкретным позициям позволяет сделать вывод о том, что большинство учащихся хорошо усвоили данный способ преобразования учебного материала.

    Составление логических конспектов вызывает активную умственную работу учащихся над ним. Учащиеся удобными для них способами кодируют учебную информацию, что при воспроизведении позволяет им вспомнить намного больше материала и дать наиболее полный ответ.

    Логический конспект относится к учебному материалу, который запоминается весь сразу, т. е. целостно. В нем используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Таким образом, можно утверждать, что умение составлять логические конспекты по учебному материалу, будет приводить к прочному и оперативному усвоению знаний учащимися.

    Просмотров: 3320
  •   © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ