обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 4   
Е.А. Качина, В.А. Бакунькин
Физический факультет БГПУ

Индивидуально - дифференцированный подход при изучении темы физики 8 класса ''Электризация тел''

Требование учитывать индивидуальные особенности учащегося в процессе обучения очень давняя традиция. В условиях классно - урочной системы без соблюдения этого требования процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Индивидуально - дифференцированный подход хорошо освещен с теоретической точки зрения. Данной проблемой занимались многие ученые: Т.И. Туркот, И.Э. Унт, А.А. Кирсанов, И.М. Осмоловская и другие. Имеются специальные сборники статей, целиком посвященные данной проблеме.

   Индивидуально - дифференцированный подход объединяет два подхода: индивидуальный и дифференцированный.

   Индивидуальный подход - основной психолого - педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого как проявление особенностей его психофизиологической организации в ее неповторимости, своеобразии, уникальности.

   Дифференцированный подход - принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленности.

   Отличие индивидуализации от дифференциации мы видим в том, что при индивидуализации учитываются особенности каждого ученика, а при дифференциации - групп учеников.

   Изучив литературу, найти четкое определение индивидуально - дифференцированного подхода не удалось. При разработке данного проекта мы придерживались такой формулировки, что индивидуально - дифференцированный подход - это подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся и использование этих особенностей для составления заданий, посильных и в тоже время в достаточной степени развивающих каждого из них. Но использование индивидуально - дифференцированного подхода на практике не находит широкого применения, так как недостаточно оснащена материальная база. Например, для контроля знаний. Учителям значительно легче и быстрее составить и проверить контрольную работу, рассчитанную на два - четыре варианта. Но такой контроль не позволяет адекватно оценить знания каждого ученика. Поэтому для предотвращения попыток списывания и создания психологических условий для самостоятельной работы контрольные задания необходимо составлять в тридцати вариантах.

   По данной теме физике не было найдено дидактического материала, поэтому нами был сделан вывод о необходимости разработки дидактического материала по реализации данного подхода в учебном процессе.
Наше исследование направлено на поиск способов включения индивидуально - дифференцированного подхода в план изучения данной темы.

   При использовании данного подхода на уроках, предполагается, что материалы проекта будут способствовать повышению уровня понимания и прочности запоминания основных понятий темы.

   Нами была предпринята попытка включения индивидуально - дифференцированного подхода в различные этапы урока: изучение новой темы, закрепление изученного материала, повторение изученной темы и контроль знаний.
Для осуществления дифференциации обучения, с целью учета возможностей, желаний и склонностей, учащихся к тому или иному учебному предмету, учащимся предлагается домашнее задание состоящее из двух частей: обязательной и по желанию.

   Урок 2. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

   Повторить параграф 27, 28. Подготовить рассказ о прочитанном. Ответить на вопросы, данные к этим параграфам.

   Желающим: изготовить самодельный электроскоп.

   Инструкция. Возьмите любую прозрачную стеклянную банку с пластмассовой крышкой и сделайте в крышке маленькое отверстие, в которое вставьте гвоздь, либо толстую проволоку. Кончик гвоздя загните и закрепите на нем сложенную пополам полоску фольги. Можно изготовить миниатюрный электроскоп из аптечного пузырька. Возьмите медную проволоку, и пропустите ее через пробку. На конце проволоки закрепите две булавки. Наружный конец проволоки сверните улиткой.

   Выполняя задания по желанию, учащиеся получают дополнительную отметку. Предлагая классу дифференцированные домашние задания, учитель развивает способность всех учащихся. Подсознательно каждый ученик стремится выполнить более сложную работу, это становится его целью.

   Для закрепления пройденного материала очень важно так организовать учебную работу, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом выполнения посильной для себя работы. Мы предлагаем для закрепления материала использовать самодозируемый тест.

Вариант номер 1
Обязательная часть

1. Стекло при трении о шелк заряжается...
     1) положительно;
     2) отрицательно.
   2. На рисунках А - Г изображены пары легких шариков, подвешенных на шелковых нитях. На каком из рисунков изображены шарики, заряженные одноименными зарядами?
     1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

3. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте, какой заряд имеет шарик?
     1) положительный;
     2) отрицательный.

4. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте, какой заряд имеет па-лочка?
     1) положительный;
     2) отрицательный.

5. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте, какой заряд имеет гильза?
     1) положительный;
     2) отрицательный.

6. К подвешенной на подставке бумажной гильзе поднести пластмассо-вую палочку, потертую о сукно?
     1) Гильза притянется к палочке;
     2) Гильза оттолкнется от палочки.

   7. Какое явление из перечисленных относится к электрическим?
     А) солнечное излучение; Б) способность наэлектризованной палочки притягивать к себе тела; В) притяжение тел к земле.
     1) только А; 2) только Б; 3) только В;4) А и Б; 5) А и В;6) Б и В.

   8. Тела 1, 2 и 3 заряжены, какие из них притягиваются друг к другу?
      А) 3 и 1;2 и 1;3 и 2; Б) 1 и 2; 1 и 3.; В) 2и3; 1 и 2.

Все задания по одному баллу.

Дополнительная часть.

9. К стеклянной палочке М, натертой о шелк, подносят палочку N, и па-лочка М приходит в движение по направлению, указанному стрелкой.
Какой заряд имеет палочка N? А) отрицательный; Б) положительный. (2 балла)

10. Какой заряд имеет большой шар?
     А) положительный;
     Б) отрицательный.
     (1 балл)

12. При электризации трением электризуются оба взаимодействующих тела. Опишите опыт, подтверждающий это. Одинаковые или разные по модулю и знаку заряды получают при этом оба взаимодействующих тела? (2 балла)

отметка зачёт 4 4
обязательно 6 баллов 7 баллов 7 баллов
дополнительно   4 баллов 4 баллов

Тест состоит из двух частей, обязательной и дополнительной. Обязательная часть выполняется всеми учащимися без исключения, дополнительная только по желанию. В конце каждой карточки приведена таблица для самооценки учащихся.

   Для повторения и обобщения пройденного материала разработаны обобщающе - интегрированные уроки. Например, на уроке "Слет ученых" учащимся предлагается подготовить доклады на интересующие их темы. Класс делится на группы по интересам. Члены группы готовят выступление по теме и их наглядную иллюстрацию. Урок представляет собой совокупность чередующихся сообщений. На таком уроке учащиеся узнают много нового и интересного.

   Для того чтобы проверить состояние знаний и умений каждого учащегося, составлена многовариантная контрольная работа. Она содержит варианты разной степени трудности, которые рассчитаны на осуществление индивидуального подхода к учащимся с различной степенью подготовки.

   Для подтверждения гипотезы, был проведен педагогический эксперимент в школе номер 103 г. Барнаула в 8 "б" и 8 "а" классе. После изучения темы "Электризация тел" с использованием индивидуально-дифференцированного подхода в 8 "б" классе, ученикам этих классов была предложена контрольная работа. Анализ работы проводился в направлении нахождения индивидуального коэффициента полноты выполнения заданий.

На гистограмме видно, что распределение близко к нормальному. Проверка существования статистически значимой разницы между полученными результатами велась по критерию Стьюдента.

   Различие между коэффициентами Стьюдента статистически значимо на уровне 0,05 (tэ=2,3 при tтеор=2,02), поэтому можем утверждать с достоверностью 95%, что между результатами двух групп испытуемых существует статистически значимая разница. Поэтому выдвинутая гипотеза исследования верна и данная работа может быть применена на практике педагогами и студентами.

Просмотров: 12857
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ