обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 4   
Сорочкина М.А.
Студентка ФФ БГПУ

Формирование познавательных интересов школьников на уроках физики (на материале курса физики 11 класса)

Для того чтобы "пробудить" ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое и докапываться до истины, вовлечь в познавательную деятельность - для этого есть только одно средство - интерес; интерес через содержание учебных материалов, через необычные формы уроков и участия ребят в работе, через приближение учения к жизни подростка.

По данной тематике выполнено немало основательных разработок: сущность познавательных интересов и пути их формирования раскрывают в своих работах И.Я. Ланина, Н.М. Зверева, Л.А. Иванова, Г.И. Щукина; особенности познавательных интересов старшеклассников описаны у Ю.И. Тюфанова; широкий спектр дидактических материалов, помогающих развитию познавательных интересов учащихся на уроках физики, содержится в работах И.К. Турышева, Ю.И. Лукьянова, П.В. Маковецкого, С.А. Тихомировой, В.И. Елькина.

Для начала выясним - что же такое познавательный интерес?

Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом. В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее, оно приковывает внимание учащихся к материалу данного урока, но не переносится на другие. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление, он активен на уроке, задает учителю вопросы и т.д. Любознательность обычно не распространяется на изучение всего предмета. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес, при котором ученик понимает структуру, логику курса, а в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний.

Вместе с тем, невозможно не увидеть того большого влияния, какое оказывает на стимуляцию интереса фактор общения. Отношения, складывающиеся на уроке между учениками и учителем, а так же коллективные и межличностные отношения самих учащихся создают благоприятный (или неблагоприятный) микроклимат урока, объективно меняют ситуацию учения, воздействуя на протекание учебной деятельности школьника, на ее тонус, влияют на настроение ученика.

Следует отметить важную роль личности учителя в формировании интереса к предмету. Такие качества, как эрудированность; увлеченность своим предметом; спокойное, ровное, доброжелательное отношение к учащимся; педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, - положительно влияют на отношение к предмету и способствуют развитию познавательного интереса.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы школьника, мы выделяем в нем 3 источника формирования познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала; во-вторых, сам процесс организации познавательной деятельности учащихся; третий источник опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, а также между ними и учителем.

Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики
Через содержание учебного материалаЧерез организацию учебно-познавательной деятельности учащихся
1. Новизна учебного материала (создание проблемной ситуации для эмоционального восприятия темы, построение объяснения как открытия, вовлечение учащихся в поиск, размышление - все это может быть представлено на уроках-исследованиях с соблюдением всего цикла процесса научного творчества; и содержание, выходящее за пределы школьной программы);
2. Изучение известного материала под новым углом зрения (удивление обычным явлениям, обновление старых знаний);
3. Использование на уроках сведений из истории физики;
4. Жизненная значимость изучаемых явлений, приближение к жизни;
5. Приобщение к современным научным достижениям;
6. Включение демонстрационного эксперимента в следующих целях:
- создание проблемной ситуации;
- подтверждение (не подтверждение) гипотезы, сказанного, предположенного;
7. Занимательность учебного материала:
- использование загадок, пословиц;
- использование художественной литературы (стихи, отрывки из литературных произведений, научная фантастика);
- использование занимательных рассказов из жизни ученых;
- включение в урок различных фокусов.
1. Изучение нового материала:
- проблемный урок или урок-исследование;
- организация по самостоятельному изучению (работа в группах);
- с использованием видеофильмов;
- уроки-монтажи;
- конференции с целью изучения нового материала.
2. Решение задач:
-подборка задач с "поворотом" в новую сторону;
- решение задач в виде дидактической игры;
- организация соревнований (групповая работа);
- урок - практикум решения задач;
-отход от абстрактности задач, включение юмористических задач, тематически - занимательных, задач с творческим подходом к их составлению, задач, связанных с жизнью;
- самостоятельное составление задач.
3. Лабораторные работы:
ученику должно быть ясно, зачем он действует:
- цель - важный физический вывод;
- овладение способом измерения физических величин;
- расчет физических величин, когда данные получают самостоятельно;
- сборка простейших приборов;
- творческие экспериментальные задания.
4. Организация и проверка домашнего задания:
- взаимный опрос учащихся;
- составление рецензии на ответ другого учащегося;
- опрос в виде беседы;
- работа с текстом параграфа (составление плана, рецензии);
- творческие задания (составление задач, кроссвордов, проведение домашних наблюдений);
- экспериментальные домашние задания;
- проверка домашнего задания в виде дидактической игры.
5.Уроки контроль - итоги:
- соревнования;
- дидактические игры;
- конференции(тематические, профориентационные);
- защита темы;
- защита проектов;
- уроки - экскурсии.

Для начала рассмотрим формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики через содержание учебного материала, используя в качестве иллюстративного материала курс физики 11 класса.

К физиологической основе познавательного интереса новизна, как стимул интереса учащихся стоит ближе всего. Физика заключает в себе большие возможности показать ученикам то новое, что может поразить и удивить их. Например, тема "Интерференция, дифракция света". Тема очень сложная, ученикам полностью непонятен учебный материал и они не представляют себе, как он интересен. Для пробуждения интереса в данном случае необходимо создание проблемной ситуации. При изучении дифракции света можно вызвать эмоциональный отклик учащихся, сообщив им неожиданный факт: если на пути лучей света поставить тонкую проволоку, то на экране, находящемся далеко за проволокой, мы увидим чередование светлых и темных полос, и что самое неожиданное - в центре этой картины вместо яркой тени будет светлая полоска. Поиск научного объяснения нового факта рождает не просто удивление, а живейший интерес к уроку.

Содержание учебного материала почти всегда дает возможность рассматривать его под новым углом зрения. Причем, "новое" - это не только совершенно незнакомый, впервые встречающийся предмет или явление, "новое" можно узнать и о давно известных вещах. В теме "Механические колебания", характеризуя гармоническое колебательное движение можно опираться на имеющиеся у учащихся знания и предлагать им следующие вопросы: "Что значит охарактеризовать движение?", "Между какими величинами необходимо установить связь для характеристики движения?". В итоге работы со "старым" материалом появляются характеристики нового вида движения - гармонического колебания.

Обращение на уроках физики к истории науки показывает ученику, как труден и длителен путь ученого к истине, которая сегодня формируется в виде короткого уравнения или закона. Сведения об истоках событий всегда воспринимаются учащимися с большим интересом, потому что помогают увидеть по-новому то, что стало обычным и привычным. Старшеклассникам будет очень интересно проследить за развитием учения о свете, узнать историю развития радио, телевидения и т.д.

Связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни должна найти постоянное место в системе уроков. Ученика всегда привлекает применение теоретических знаний, полученных на уроке, для объяснения хорошо известных ему явлений. При изучении геометрической оптики можно рассказать о "неопытных ныряльщиках" и опасностях, которые таит в себе закон преломления света для них.

Опыт работы в школах показывает, что учащиеся, особенно в старших классах, проявляют большой интерес к современному состоянию науки. Учащимся интересно будет узнать, что классическая электронная теория, законы которой используются до сих пор, не смогла правильно объяснить природу проводимости твердых тел, она опирается на законы квантовой физики. При этом учитель должен объяснить учащимся физический смысл понятия "невозможно". Невозможно определить траекторию свободного электрона, точно так же, как нельзя превысить скорость света, как нельзя поднять самого себя за волосы.

Включение демонстрационного эксперимента в канву урока необходимо, но опыты должны проводиться с определенной целью и активизировать познавательную деятельность учащихся. С помощью опытов можно либо создать проблемную ситуацию, либо подтвердить (отвергнуть) какие-то теоретические выводы. Примером может служить следующее: при изучении явления полного отражения света, учащиеся придут в полный восторг и недоумение, если показать им опыт, когда закопченный, абсолютно черный шарик опускается в воду и становится серебряным. Опыт очень красив и нагляден. А дальше поставленная с помощью демонстрационного эксперимента проблема решается своим ходом.

Занимательность содержания учебного материала служит средством пробуждения познавательного интереса к предмету. Она рождает любопытство и поддерживает любознательность, служит средством запоминания особо трудного материала. Для создания занимательности на уроках физики используются различные пути.

Ценным дидактическим материалом могут стать загадки, содержащие физический аспект, поскольку в них предмет, обычно хорошо известный, описан по-иному, образно; зачастую с неожиданной стороны подчеркивается та или иная особенность предмета. При изучении темы "Оптика" могут быть использованы следующие загадки:
- Когда небо ниже земли бывает?
- Перед нами - вверх ногами,
Перед тобой - вверх головой.

Физический смысл природных явлений может содержаться и во многих пословицах. Даже в ходе простого объяснения материала можно вставить пословицу и интерес со стороны учащихся обеспечен, ведь они много раз слышали это выражение, но совсем не задумывались о его физическом смысле. Примером могут послужить следующие пословицы:
- Белый свет клином не сошелся.
- Ночью все кошки серы.
- В лесу и сковорода звонка.

Использование литературных материалов для создания занимательности на уроках повышает образность изложения тем по физике, делает уроки более интересными, эмоциональными и содержательными, а так же активизирует т.н. "лириков".

Использовать можно как поэзию, так и прозу. Например, при изучении ядерной физики необходимо рассматривать трагедии, связанные с использованием энергии атома (Хиросима, Нагасаки, Чернобыль). Соответствующий нравственный микроклимат урока поможет создать стихотворение И.Г. Эренбурга "Дождь в Нагасаки":
Дождь в Нагасаки бродит, разбужен, рассержен,
Куклу слепую девочка в ужасе держит.
Дождь этот лишний, деревья ему не рады,
Вишня в цвету, цветы уже начали падать.
Дождь этот с пеплом, в нем тихой смерти заправка.

Кукла ослепла, ослепнет девочка завтра,
Будет отравой доска для детского гроба,
Будет приправой тоска и долгая злоба,
Злоба - как дождь, нельзя от нее укрыться,
Рыбы сходят с ума, наземь падают птицы.

Голуби скоро начнут, как вороны, каркать,
Будут кусаться и выть молчальники - карпы,
Будут вгрызаться в людей цветы полевые,
Воздух вопьется в грудь, сердце высосет, выест.
Злобу не в силах терпеть, как дождь, Нагасаки.

Мы не дадим умереть тебе, Нагасаки!
Дети в далеких, в зеленых и тихих скверах, -
Здесь не о вере, не с верой, не против веры,
Здесь о другом - о простой человеческой жизни.
Дождь перейдет, на вишни он больше не брызнет.

Занимательные рассказы из жизни ученых-физиков вызывают очень большой интерес. Насколько "замороченные" в плане интеллекта вещи они открывали, настолько же удивительные истории с ними происходили. Вот некоторые из них:

***

Резерфорд демонстрировал слушателям распад радия. Экран то светился, то темнел.
- Теперь вы видите, - сказал Резерфорд, - что ничего не видно. А почему ничего не видно, вы сейчас увидите.

***

Ньютон очень не любил отвлекаться от своих занятий, особенно по бытовым мелочам. Чтобы выпускать и впускать свою кошку, не подходя к двери, он прорезал в ней специальную дыру. Когда же у кошки появились котята, то он проделал в двери для каждого котенка по дополнительному отверстию.

Очень интересны и полезны в использовании опыты-фокусы, так как они, как правило, ставят учащихся в тупик. Ученик может много раз повторить этот фокус и дома и в школе, пытаясь найти разгадку, тем самым развивая свои интеллектуальные и практические умения и повышая интерес к физике. При изучении рассеяния света можно провести опыт "Чтения ладонью", когда бумага с написанным на ней числом, приклеивается к фанере обратной стороной учащимися, а учитель незаметно смазывая поверхность маслом, читает написанное. (Свет при смачивании бумаги маслом, меньше рассеивается и больше проходит насквозь, т.к. шероховатостей становится меньше).

Рассмотрим теперь формы организации учебно-познавательной деятельности, как источника формирования интересов учащихся на уроках физики.

Большинство уроков предполагает в первую очередь изучение нового материала. Такие уроки могут строиться на создании проблемных ситуаций и развертывания на их основе активной поисковой деятельности учащихся. Для примера можно привести урок по изучению методов измерения скорости света, когда ученикам в начале урока предлагается найти способ определения скорости света, далее ученики выдвигают различные идеи, обсуждают предложенные ими способы, а затем показывается фильм о методах определения скорости света и делаются обобщения результатов.

При самостоятельном изучении нового материала можно использовать новую трехступенчатую образовательную технологию Н.М. Телегиной, заключающейся в развитии критического мышления школьников. Три ее основные фазы:
1. Вызов (воссоздание всего, что учащийся знает (где-то слышал, читал) по данной теме).
2. Реализация (осмысление) (предоставление новой информации при постоянном поддержании активности учащихся).
3. Рефлексия (активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией).

Изучение нового материала можно строить на просмотре и обсуждении любого имеющегося в наличии фильма (видеофильма). При этом происходит повышение наглядности изучаемого материала и приобщение учащихся к современной технике.

Опыт показывает, что наибольший интерес у школьников вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно проводить уроки-монтажи и уроки-конференции.

Примером урока-монтажа может послужить урок изучения принципов пейджинговой и сотовой связей, на котором учитель во вводном рассказе объясняет общие принципы радиосвязи, а учащиеся готовят под руководством учителя (за две недели до урока) сообщения по таким темам:
- пейджинговая связь, технология сбора и передачи сообщений, виды пейджеров и т.д.;
- сотовая связь, стандарты сотовой связи и их характеристики, что такое "роуминг" и т.д.

Уроки-конференции с целью изучения нового материала рационально проводить в старших классах, основываясь на лучшую теоретическую подготовку старшеклассников и на их часто уже сформировавшиеся интересы.

Приведем пример урока - конференции на тему "Рентгеновские лучи".

План урока.

1) Вступительное слово ведущего о необходимости дальнейшего изучения шкалы электромагнитных волн и места в ней рентгеновского излучения. (В роли ведущего здесь и на протяжении всей конференции может выступать ученик - "физик-теоретик").
2) История открытия рентгеновских лучей (доклад "историков").
3) Источники рентгеновского излучения (доклад "инженеров").
4) Природа рентгеновских лучей (доклад учителя физики).
5) Свойства рентгеновских лучей (доклад "физиков-экспериментаторов").
6) Применение рентгеновских лучей (с докладами выступают учащиеся, интересующиеся той или иной областью науки): в медицине, металлургии и машиностроении, живописи, археологии, криминалистике, биологии.

При организации уроков по решению задач, подбирать последовательность задач следует таким образом, чтобы каждая новая задача "поворачивала" изучаемый материал новой стороной, все больше включая пройденное ранее. Таким образом, возникал "азарт" (смогу ли) и интерес за счет того, что каждая новая задача как бы ставила вопрос предыдущей, чуть изменяя его (а что же теперь?).

Примером может послужить логика решения задач по геометрической оптике.
- Световой луч падает на стеклянную пластинку из воздуха, как пойдет луч преломленный?
- А как пойдет луч, вышедший из пластинки снова в воздух?
- А если луч идет из стекла в воздушную прослойку, то как себя поведет луч в воздухе?
- А если мы будем увеличивать угол падения в первом случае, то что произойдет?
- А во втором? и т.д.

Если урок решения задач организуется в виде соревнования учащихся по группам, то необходимо помнить о том, чтобы занимательная форма урока не заслоняла серьезного отношения учащихся к его содержанию. Поэтому в структуру урока следует включить обычные его элементы (решение качественных, количественных, экспериментальных задач; самостоятельную работу учащихся и фронтальное выполнение заданий).

Также урок решения задач может быть проведен в виде урока-практикума, когда класс разделяется на группы, каждая группа получает карточку с заданиями и обсуждает ответы на каждый вопрос, а экспериментальные задания сначала выполняют сами, а потом демонстрируют классу и объясняют.

Кроме того, для повышения интереса можно проводить уроки решения задач в виде дидактических игр. Это могут быть различные морские бои, подобия телепередач "Что? Где? Когда?", "Звездный час", "Как стать миллионером?" и т.д.

Интерес к физике можно развивать и через то, в какой форме подана задача. Является ли она абстрактной, неживой и отвлеченной или наоборот, с использованием ярких образов, максимально приближенной к жизни? В каком случае ее будет интереснее решать? Кажется, ответ понятен.

Пример использования поэзии при формулировке задачи:

А. Барто
"Птичьи разговоры"
Метко целясь,
Клювом цапли
Рыбу в речке
Сцапали,

С длинных ног
Роняя капли,
Полетели
За поле.

Насколько трудно цапле, "метко прицелясь", сцапать рыбу в речке? На одинаковых ли глубинах находятся сама рыба и ее изображение?

Существуют еще очень интересные занимательные тестовые задачи, хорошо развивающие логическое мышление учащихся и показывающих явление с различных точек зрения, в том числе и внешне правильных, но при ближайшем рассмотрении в корне неверных. Такие задачи можно найти у П.В. Маковецкого.

Самостоятельное составление задач с последующим их решением. Вещь достаточно сложная, но очень интересная! Такие задачи повышают интерес учащихся, развивают их мышление, фантазию. Очень полезны в классах с гуманитарными профилями.

При проведении лабораторных работ познавательный интерес может быть вызван или созданием соответствующей установки на получение важного физического вывода (например, при изучении явления электромагнитной индукции), или пониманием практической значимости изучаемого прибора (например, при изучении модели камеры Вильсона). При проведении лабораторных работ на расчет какой-либо физической величины для формирования познавательного интереса важно, чтобы практически решаемая задача несла новое, неизведанное освещение изучаемого явления (примером может послужить лабораторная работа по определению длины световой волны).

Истинный восторг может вызвать лабораторная работа по сборке простейших физических приборов. Примером может служить лабораторная работа по сборке приемника. Ощущение себя "человеком" от собранного своими руками и работающего (!) радиотехнического устройства запомнится надолго.

Отдельно стоят творческие экспериментальные задания по физике. Здесь уже поиск, здесь уже задействовано творчество, и эти задания строятся по принципам развивающего обучения. Могут быть различные исследования "черных ящиков", постановка в проблемные ситуации и т.д.

Пример:
Определите оптическую систему "черного ящика".
Оборудование: "черный ящик", миллиметровая бумага, лист картона, булавка, линейка измерительная.
Примечание: В "черном ящике" находится плоскопараллельная пластинка.

Развитию познавательной активности школьников способствует правильно организованная проверка выполнения домашних заданий. Одним из важнейших педагогических требований к такой проверке является разнообразие форм ее проведения. Это могут быть: взаимные опросы, рецензии на параграф учебника или ответ товарища, составление планов, вопросов по параграфу, а также различные творческие задания: составление задач, проведение наблюдений и опытов (например, наблюдение дифракции с помощью прорезанного лезвием отверстия в черной бумаге), решение задач, требующих конструкторской смекалки и т.д. Проверка домашнего задания может также осуществляться с помощью дидактической игры, примером может служить широкоизвестная "Почта".

Не подлежит сомнению то, что контроль знаний необходим, но не лучше ли провести его в достаточно интересной форме, чем решать нудную контрольную.

Самой распространенной формой итогового контроля является дидактическая игра, урок - соревнование. О том, что ребят ждет игра, можно объявить заранее. Это дает эффект ожидания необычного, радостного, при чем тем самым порождая интерес учащихся к тщательному изучению темы. В предигровой период даются задания, которые будут использоваться на игре, вывешивается список литературы, рекомендуемой для прочтения. Классы буквально живут ожиданием игры.

На самом первом уроке в 11 классе целесообразно провести урок - игру с целью повторения, обобщения, систематизации и восстановления в памяти материала, пройденного в предыдущем году.

Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы старшеклассников по изучению большой темы курса физики. Уроки-конференции по подведению итогов можно разделить на два типа: тематические конференции, цель которых обобщить, систематизировать и расширить знания по теме ("Ядерная энергия "за" и "против", "В мире звука", "Телевидение" и др.); и конференции с целью профориентации, показывающие практическую значимость изучаемого, позволяющие широко познакомить учащихся с различными отраслями науки и техники и возможностями получения специальностей ("Оптика в руках человека", "Практическое применение различных видов излучения" и т.д.).

Как итоговые зачетные работы можно использовать защиту проектов, тем. В отличие от других форм данная имеет своим плюсом развитие исследовательских умений учащихся. Примером является итоговый интегрированный (Физика - Химия - ОБЖ) проект "Оптика и автомобиль", который состоит из нескольких индивидуальных или групповых проектов по представленным ниже темам:
1. Использование плоских и сферических зеркал в конструкции современного автомобиля (зеркала заднего вида, сферическое зеркало для увеличения обзора, зеркало для осмотра дна автомобиля).
2. Использование светофильтров в конструкционных деталях салона автомобиля и его кузова.
3. Устройство, принцип действия и виды фар легкового автомобиля.
4. Необходимость проверки зрения автомобилиста и способы коррекции дефектов зрения (близорукость, дальнозоркость, дальтонизм).
5. Светоотражающие надписи и покрытия автомобиля и дорожных знаков.
6. Проблемы "ослепления" водителей светом встречного и сзади идущего транспорта (использование поляроидов, регулировка угла наклона зеркал заднего вида).
Как оказалось на практике, школьники охотно участвуют в подготовке и работе на итоговых семинарах, т.к. именно во время этих уроков могут в полной мере проявить свои способности.

В классе работают 6 групп учащихся. За две недели ученики получают задания: 1) подготовить теоретический материал по одной из подтем "Теория фотоэффекта", "Зарождение квантовой физики. Фотоны", "Эффект Комптона", "Давление света", "Химическое действие света", "Фотоэлементы"; 2) составить кроссворд по теме, с такого кроссворда начинается каждый из шести уроков-семинаров; 3) привести примеры решения задач, если возможно, представить алгоритм; 4) подготовить качественные вопросы другим группам; 5) внести в ответ 2 запланированные ошибки таким образом, чтобы их не сразу обнаружили одноклассники.

Уроки - экскурсии. Любые физические понятия и любая физическая теория только тогда становятся для ребят сознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими примерами. И нужно учить детей отыскивать такие примеры в природе и объяснять их с точки зрения науки. Это помогает не только глубокому и прочному усвоению материала, но и развивает наблюдательность. Урок-экскурсия надолго остается в памяти учащихся.

В 11 классе это может быть экскурсия по теме "Звук", "Оптические явления в природе" и др.

Педагогический эксперимент, направленный на выяснение эффективности методики формирования познавательных интересов учащихся на уроках физики и изучение познавательных интересов учащихся, проводился в химико - биолого-математическом 11"Д" классе школы N40.

Для выявления уровня интереса учащихся к физике мы провели в классе профориентационную анкету. Анализируя полученные с ее помощью данные, можно сказать, что интерес к физике в данном классе является "отрицательным", а сам предмет находится на предпоследнем месте в ряду школьных предметов. С одной стороны, это обусловлено совершенно иными профилями, а с другой - непостоянностью преподавателей физики.

Для формирования начальных стадий познавательного интереса был проведен обучающий эксперимент, во время которого для анализа динамики развития познавательных интересов использовались различные творческие задания, причем анализировался в первую очередь сам процесс выполнения заданий как отражающий наличие (отсутствие) познавательного интереса.

Результаты и данные изложенных методик не позволяют судить об упрочнении познавательных интересов в данном классе, причиной чего является длительность педагогического эксперимента, явно недостаточная для реализации поставленной нами цели. Важно отметить при этом, что формирование познавательных интересов на уроках по любому предмету должно реализовываться на протяжении всего школьного курса, начиная с младших классов.

Но, тем не менее, применяя метод наблюдения, играющий важную роль в выявлении познавательных интересов учащихся, можно судить о повышении активности на уроках физики учащихся 11"Д" класса и о наличии проявлений у отдельных учащихся таких стадий познавательного интереса как любопытство и любознательность. Об этом свидетельствуют постоянные вопросы учеников учителю и во время урока и после, активное выдвижение гипотез и их обсуждение, отсутствие реакции на звонок с урока, самостоятельное проведение экспериментов дома и активное их обсуждение.

В целом, можно сказать, что методика формирования познавательных интересов учащихся на уроках физики в 11 классе может применяться на практике, лучше, если начиная с 7 класса.

Просмотров: 9979
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ