обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 4   
А.С. Тимченко, Е.Б. Карпенко
Физический факультет БГПУ

Логические конспекты по курсу физики 11-го класса

Зачастую у человека появляется потребность представить материал в краткой, конспективной форме. Тем более, когда информация носит учебный характер. Конспектирование учебного материала в тех случаях, когда физически невозможно записывать текст лекции или какого-то другого выступления, со скоростью произношения речи заслуживает нашего внимания. Это относится не только к предмету физика, но и ко многим другим предметам.

   Одним из способов конспектирования является представление учебного материала в виде последовательности логических конспектов. Этот способ позволит ученикам усвоить и запомнить большое количество информации в короткий срок за счет использования различных способов отображения учебной информации, улучшенной логической структуры и простоты в использовании.

   Данный прием является комбинированным и включает в себя множество других способов и методик, разработанных учеными: В.А. Беликовым, В.А. Бетевым, Р. Д. Зиновьевым, А.Н. Крутским, Г.Д. Кузнецовым, С.А. Суровикиной, А.В. Усовой, А.А. Ченцовым, А.А. Шаповаловым, В.Ф. Шаталовым и многими другими.

   В нашу задачу входило преломление учебного материала сквозь призму интегрированной дидактической модели логической структуры учебного материала по элементарному курсу физики, предложенной А.А. Шаповаловым. Данный способ является унифицированным и включает в себя качественный, количественный, сущностный и прикладной аспекты изучения физического явления.

   Изучение явления с качественной стороны предполагает, прежде всего, его наблюдение - "целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее материал для научного исследования".

   Изучение явления с количественной стороны предполагает введение величин и установление связи между ними.
Подход к изучению явления с сущностной точки зрения предполагает объяснение явления, вскрытие механизма его протекания.

   Прикладной аспект отражает практическое применение изучаемого явления, получение знаний о машинах, механизмах, приборах, технологических процессах, представляет возможные негативные стороны явления и способы борьбы с ними.

   В целом, к построению логических конспектов предъявляются следую-щие требования:
     1. Информационные сообщения, носящие завершенный характер, должны сворачиваться до предельно возможного объема и кодироваться с помощью различных знаков.
     2. В качестве знаков могут использоваться отдельные слова или слово-сочетания, сокращенные слова, аббревиатуры, логические и математические символы собственного изобретения, схематические чертежи и эскизы, графики, уравнения.
     3. Знаки, вносимые в конспект, должны иметь роль опор, по которым в дальнейшем будет восстанавливаться информация. В связи с этим, в конспектах должны отсутствовать развернутые суждения, подробные выводы уравнений, если объектом анализа не является сам процесс вывода.
     4. Знаки, отбираемые для внесения в конспект, должны носить ключевой характер. Знаки, отображающие малозначимую информацию, в конспект, как правило, не вносятся.
     5. При конструировании знаков и их отборе предпочтение отдается ярким, образным, хорошо запоминаемым знакам.
     6. Знаки должны быть опознаваемы не только их автором, но и людьми, имевшими знакомство с исходной развернутой информацией, закодированной с помощью этих знаков.
     7. Знаки должны соответствовать исходной информации и вызывать у человека, воспроизводящего информацию, именно те образы, которые появлялись у него при знакомстве с исходной информацией.
     8. Конспект не должен быть перенасыщен знаками. Количество знаков и их расположение в конспекте должно способствовать запоминанию материала.
     9. Все знаки должны объединяться в логически завершенные группы, соответствующие структуре изучения физического явления или ее части.
     10. Последовательность расположения знаковых групп в конспекте должна соответствовать последовательности расположения соответствующих блоков в структурно-логической схеме конспектируемого материала.
     11. Весь конспект учебного материала должен располагаться на одной странице и охватываться единым взором.
     12. В случае перенасыщенности информацией, конспект должен делиться на части. Каждая часть должна содержать полный, завершенный блок информации, соответствующий качественному, количественному, сущностному или прикладному аспекту описания явления. Для каждого аспекта изучения явления может составляться несколько конспектов (например, для каждого отдельного прибора или механизма).

   К знакам, используемым в конспектах, предъявляются требования. Они должны иметь ключевой характер, воздействовать на эмоциональную сферу человека, хорошо запоминаться.

   Применение логических конспектов будет эффективным лишь в том случае, когда их правильно будут использовать. Ниже даны рекомендации по применению логических конспектов.

   Способы применения логических конспектов на уроках физики:
   При изучении нового материала.
   Новый материал предлагается учителем в обычном порядке: с максимальным использованием демонстрационного эксперимента, технических средств обучения и т.п. Свой рассказ или беседу следует строить в соответствии с расположением материала в логическом конспекте. Основные блоки логического конспекта при объяснении нового материала зарисовываются учителем на доске, если конспекты не были розданы в начале урока каждому ученику или на каждую парту. После объяснения нового материала учитель вывешивает плакат или высвечивает его с помощью графопроектора или диапроектора и повторяет еще раз материал в течение 5-ти минут.

   Впоследствие ученики должны научиться самостоятельно составлять логические конспекты во время урока или дома. Лучшие конспекты должны быть отмечены и зафиксированы публично.

   При обобщении, повторении учебного материала.

   На уроках обобщения учитель демонстрирует логический конспект в течение 3-5 минут, затем учащиеся в парах пересказывают конспект друг другу. При появлении неясностей школьники могут сразу проконсультироваться у педагога.

   На уроках, носящих характер повторения, учитель снова озвучивает конспект, проводит демонстрационные опыты, отраженные в конспекте. Затем учитель вновь демонстрирует логический конспект и еще раз проговаривает устный материал по конспекту в течение 3-5 минут. Если учитывать, что учащиеся будут слышать объяснение нового учебного материала несколько раз на уроке в течение прохождения темы, то независимо от уровня развития ученика к концу прохождения материал абсолютным большинством будет усвоен. Через несколько уроков ученики пишут четкий, краткий пересказ по изученной теме. По окончании урока лист с новым логическим конспектом вывешивается на специальном стенде "Мы изучаем". Между очередными уроками физики проходит 12-15 перемен, одного только беглого взгляда на лист достаточно, чтобы закрепить в памяти несколько блоков. При этом не обязательно останавливаться около этого листа, механизм памяти срабатывает быстро и надежно, а в результате работа дома при подготовке к очередно-му уроку сокращается на 10-15 минут. При ответе у доски или с места ученик может обращаться к конспекту для более четкого ответа на поставленный вопрос. При самостоятельной работе можно дать ученикам задание на со-ставление логических конспектов по пройденной теме, или же снабдить их конспектами для помощи в другом задании.

   При подготовке ученика дома.
   Один из способов работы ученика дома с логическим конспектом, полученным от учителя, заключается в следующем. Положив перед собой конспект, он восстанавливает рассказ по памяти, сразу же замечая при этом, что не запомнил, что не понял. На эти места он должен обратить особое внимание при последующей работе. Затем читает учебник, иногда заглядывая в конспект. Так как конспект составлен по учебнику, то, читая текст соответствующего параграфа, ученик одновременно расшифровывает конспект, разбираясь в отдельных, наиболее трудных и непонятных местах. К концу чтения учебника весь материал им должен быть понят. Если что-то осталось невыясненным, следует записать вопрос, чтобы проконсультироваться у учителя. Если у учителя имеется запас конспектов для всех учеников, он выдает им конспекты без возвращения, они же их дома перерисовывают и учат.
При подготовке к экзаменам.

   При подготовке к экзаменам можно составить систему логических конспектов в соответствии с экзаменационными билетами, то есть каждому вопросу в билете должен соответствовать логический конспект. И после многократного просмотра конспектов перед экзаменом у школьника остается в памяти четкая картина учебного мира.
Нами был изучен учебный материал курса физики 11-го класса, он был разбит на 9 тем, среди них "Ядерная физика", "Квантовая физика", "Электромагнитные волны", которые можно преобразовать согласно предложенной схеме изучения физического явления. По данной схеме были созданы 106 логических конспектов по курсу физики 11√го класса, и написаны учебные тексты, составленные по этим конспектам.

   Ниже представлен пример расшифровки логического конспекта по теме "Ядерная физика".
   Качественный аспект.
     1. В 1845г. В. Рентген открыл лучи, которые он назвал х-лучами. Они впоследствии получили название рентгеновских. Источником являлся анод вакуумной двухэлектродной трубки.
     2. В 1896г. А.А. Беккерель обнаружил самопроизвольное излучение со-лей урана.
     3. В 1898г. М. и П. Кюри получили новый элемент радий.
     4. В 1899г. Резерфорд обнаружил неоднородность радиоактивного излучения.
     5. В 1911г. Резерфорд обнаружил массивное положительно заряженное ядро.
     6. Точные измерения заряда атомного ядра выполнил в 1913г. Мозли, заряды ядер он определял по спектрам рентгеновского излучения, испускаемого атомами при облучении вещества потоком электронов высокой энергии.

   Явление самопроизвольного излучения, происходящее в результате распада ядра, с испусканием одной или нескольких частиц и образование нового ядра было названо супругами Кюри радиоактивностью.

   Все эти, на первый взгляд различные опыты, объединяет то, что в них участвуют тяжелые элементы, происходит ионизация воздуха. Явление сопровождается выделением энергии, в том числе на эти процессы и интенсивность излучения не влияют или не вызывают превращений увеличение давления и температуры, электромагнитные поля, химические реакции и агрегатные состояния вещества.

   Количественный аспект.
   Величины, характеризующие явление радиоактивности, можно разделить на две группы:
     1. Величины, характеризующие биологическое воздействие на организмы и ионизирующее действие: поглощенная, экспозиционная и эквивалентная дозы излучения, коэффициент биологической эффективности.
     2. Величины, которые входят в закон радиоактивного распада: активность, период полураспада.

   Сущностный аспект.
     1. Выяснение состава радиоактивного излучения, выяснение природы a, B, и гамма - излучения. Опытное определение частиц, входящих в эти излучения.
     2. Изложена теория строения ядра, предложенная Резерфордом, дается опытное обоснование данной теории.
     3. Как только стал выясненным вопрос о строении ядра, сразу же появляется другой, как связаны между собой частицы в ядре. Дается объяснение механизма ядерных сил и вводится понятие П - мезона, энергия связи и удельная энергия связи, дефекта масс.
     4. Рассматривается вопрос о радиоактивных превращениях и радиоак-тивном распаде.
     5. Объяснение механизма a, B, и гамма - распадов.
     6. Объясняется механизм протекания ядерных реакций.

  Прикладной аспект.
     1. Учащиеся знакомятся со способами регистрации элементарных частиц: камера Вильсона, пузырьковая камера, спинтарископ, ионизирующая камера и газоразрядным счетчиком Гейгера.
     2. Рассматривается устройство ядерного реактора и атомной бомбы, их применение и устройство.

   Чтобы проверить эффективность применения логических конспектов в работе учителя по сравнению с обычной методикой преподавания, был проведен педагогический эксперимент. Результаты эксперимента показали, что заметного улучшения качеств знаний учащихся не произошло. Это можно объяснить так, во-первых, ученики за годы обучения привыкли учиться по обычной методике, и к новому обучению еще не привыкли, во-вторых, использование логических конспектов на первый взгляд кажется простым, автор не полностью разобрался с данным вопросом, что привело к таким результатам.

   Предложенные логические конспекты являются завершенными, и могут быть использованы учителями физики в своей работе.

   Построение конспектов велось с помощью графического редактора CorelDraw8. Все конспекты записаны на один компакт диск по темам, и на диске представлен текст, с помощью которого можно озвучить логический конспект. Если начинающий учитель хочет использовать данный материал в своей работе, то он может найти его на данном диске.

   В заключение необходимо отметить, что данная работа не охватывает всех перспективных подходов к преобразованию материала в конспективной форме, и возможна более детальная разработка данной темы.

Просмотров: 3619
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ