обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 4   
О.С. Головченко, Н.А. Хомутцова
Физический факультет БГПУ

Формирование экологической культуры школьников на уроках физики в старших классах

Современная естественнонаучная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие природы и общества благодаря появлению новых отраслей науки, техники, производства и расширению сферы влияния трудовой деятельности людей на окружающий мир стало настолько тесным, что вторжение человека в природу уже не может быть хаотическим и безграничным. Оно должно определенным образом регулироваться; иначе человечество окажется перед лицом экологической катастрофы, не менее угрожающей, чем ядерная война. Для предотвращения возможных отрицательных последствий вторжения человека в природу необходимо решение ряда научно-технических, социально-политических, экономических и ряда других проблем, среди которых одно из первых мест занимают педагогические, воспитательные, поскольку подрастающее поколение еще на школьной скамье должно быть подготовлено к научно-обоснованному и бережному отношению к окружающей природной среде. Вот почему идея "экологизации" учебных дисциплин приобрела в настоящее время исключительно большое значение. Причем "экологизация" обучения, по мнению Э.А. Турдикулова, должна быть направлена на формирование экологической культуры школьников (13). Данной проблемой занимались многие ученые, такие как Л. П. Печко, Т. Антипина, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, А.Н. Рыженков и др. Каждый из них по разному давал определение экологической культуры, но все они пришли к единому выводу, что экологическая культура - это всего лишь одно из проявлений общей культуры, т.е. проявление специфической функции общественной жизни человека. По мнению И.Д. Зверева экологическая культура как одно из проявлений "культуры вообще" охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе (5).

  Так что же такое экологически культурный человек?
  По мнению Л.П. Печко, это человек, который:
     -усвоил ведущие идеи, основные понятия и научные факты о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами;
     -понимает многостороннюю ценность природы как источника материальных и духовных сил общества каждого человека;
     -овладел прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки окружающей среды, принимает правильные решения по ее улучшению, способен предвидеть возможные последствия своих действий;
     -ощущает потребность общения с природой, стремится к познанию реального мира в единстве с нравственно - этическими переживаниями;
     -сознательно соблюдает нормы поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнения или ущерба природе, загрязнения или разрушение окружающей природной среды;
     -активизирует деятельность по улучшению окружающей природной и преобразованной среды, участвует в пропаганде современных идей охраны природы (15).

   И главным средством формирования экологической культуры, по мнению А.Н. Захлебного, является образование. Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей, социально-природной среде.

   Экологическую ситуацию часто представляют в виде списка:
     -аварии танкеров, прорывы нефтепроводов, утечка радиоактивных материалов, пожары нефтескважин и химических заводов, увеличение содержания углекислого газа в атмосфере, деградация озоносферы, вырубка лесов, исчезновение отдельных видов и т.п. Недостатки такого списка заключаются в том, что он может быть очень длинным, в нем трудно ориентироваться(12). Из этого может возникнуть ощущение беспомощности, а из него нежелание действовать. Глобальную экологическую ситуацию А.П.Рыженков предлагает представлять в виде схемы:

экологическая схема

Данная схема помогает проще представить ситуацию, найти свое место в ней и свой способ действия по улучшению окружающей среды представителю любой профессии, и соответственно каждый учитель предметник, причем не только естественно - научного цикла, но и гуманитарного занимает в ней свое определенное место, свою нишу. Химик сможет эффективно действовать в области, связанной с загрязнением окружающей среды, интересы историка или социолога ближе к составляющей: расширение антропосферы. В работе И.С.Лаптевой рассматривается формирование экологической культуры подростков на уроках биологии (9); в работах Н.Н. Родзевич - на уроках географии (11), Л.П. Печко рассматривает экологическое воспитание параллельно с эстетическим (15). Для физика более интересна составляющая, связанная с изменением природных процессов. Потребности времени сместили внимание физики в сторону от явлений природы. Физика стала служанкой научно - технического прогресса. С одной стороны физика обеспечивала развитие технического прогресса, с другой техника, созданная на базе достижений физики, разрушала окружающую среду. Взгляните только на иллюстрации в учебниках (в основном это технические устройства): тележки, рычаги, ракеты, конденсаторы, диоды, триоды и т. д. и т.п. Все это оправдано, спора нет. Но где же основной, первоначальный объект физики - природа и ее явления? Их почти нет, они оказались вытесненными из учебной литературы. В процессе экологического образования физика оказалась далеко не в первых рядах и участие преподавателей физики в этом процессе все еще редкость, хотя об "экологизации" курса физики твердят на каждом шагу. Разработкой дидактического комплекса экологического содержания занимались не только такие учёные - дидакты, как Э.А. Турдикулов, А.П. Рыженков, но и студенты нашего факультета, которыми написан ряд дипломных работ (Н. Титова, Л. Артамонова, А. Стаценко и др.)

   Нами также была предпринята попытка разработать дидактический комплекс, направленный на формирование экологической культуры школьников. В основе данного дидактического комплекса находятся четыре элемента содержания образования, предложенные И.Я. Лернером (10), которые могут быть представлены в виде схемы:

Рассмотрим примеры материалов, вошедших в дидактический комплекс.
Согласно структуре знаня о явлении, учащиеся могут получать знания о явлении через накопление опытных фактов. В 10 классе при изучении явления диффузия, считаем целесообразно использовать экологически чистый вариант демонстрации диффузии. Обычно, для демонстрации используют такие вещества, как медный купорос и перманганат калия. Медный купорос - ядовитое вещество, да и перманганат калия может нанести вред здоровью. К тому же, растворы этих веществ, сливают после проведения опытов, как правило, в канализацию. Конечно вред, наносимый при этом окружающей среде, не велик, однако в данном случае главное то, что наносится ущерб экологическому воспитанию школьников: им показывается пример бездумного обращения с химическими реактивами. Поэтому, чтобы не создавать дурного прецедента, который может обернуться, со временем, при-вычкой сливать в стоки любые химические реагенты, лучше при демонстрации диффузии применять экологически чистые (безопасные) жидкости, а именно обладающий интенсивной окраской свекольный отвар или крепко заваренный чай. Диффузия этих веществ хорошо видна в воде. Обратив вни-мание учащихся на факт безвредности для окружающей среды "отходов" эксперимента мы делаем пусть маленький, но необходимый шаг в формировании экологической культуры школьников (7).

   Также учащиеся должны быть ознакомлены с прикладным аспектом изучаемого явления. Мы предлагаем для решения данной задачи использовать дополнительный материал в виде текстов (рассказов-вставок). Причем, при рассмотрении этого вопроса акцент делается не только на положительные стороны проявления данного явления, но и на отрицательные.

   ...Диффузия в жидкостях в случае слива загрязненной воды из авто гаражей, фабрик и заводов приводит к загрязнению чистой воды наших каналов, отравлению организмов, живущих в них, к гибели растительности. Используя в пищу пойманную в них рыбу, человек также может отравиться. Загрязнение почвы тоже происходит вследствие диффузии. Так, излишек удобрений, различных ядохимикатов, попавших на нее при опрыскивании с\х культур, распространяются в почве не только с потоками воды, но и в результате диффузии, а затем попадают в плоды, которые человек употребляет в пищу (8).

   При работе с текстами, учащиеся получают не только предметные знания, но и каждый ученик должен прийти к необходимости знаний о физических явлениях, законах, дабы, пользуясь ими, они могли предвидеть, к каким отрицательным последствиям ведет необоснованное вмешательство в природные процессы.

   Работа с текстом может быть как индивидуальной, так и групповой. На дом выдается текст, который учащиеся должны проработать, а затем на следующем уроке в каждой микро группе проходит беседа по освещаемой проблеме.

   Для закрепления и контроля усвоения экологических знаний полезно разобрать такие вопросы:
     - в результате, какого процесса растворенные в воде вещества могут попасть в организм?
     - Какие вредные вещества поступают в атмосферу в результате работы промышленности и транспорта?
     - Какие меры принимаются в России для защиты от загрязне-ния воздуха и воды? Что вы можете предложить для решения данной проблемы? и др.

   При работе с дополнительной литературой у ребят могут формироваться умения и навыки работы с текстами, т.е. умения и навыки общепредметного характера предложенные А.В. Усовой (14).

   С этой целью, учащимся в конце текста могут быть предложены задания типа:
     -озаглавьте данный текст;
     -составьте вопросы к тексту;
     -определите причину возникновения данного явления;
     -какие последствия могут наблюдаться после протекания данного явления;
     -как разрешить создавшуюся экологическую ситуацию и т.д.

   Таким образом, используя предложенные в нашем дидактическом комплексе демонстрационные эксперименты, тексты (рассказы-вставки), вопросы и задания, учащиеся получают знания, которые они могут использовать на практике, например при решении задач.

   "6 августа 1945 года на японский город Хиросиму американцы сбросили бомбу "Малыш" массой 4100 кг, начинённую 7 кг урана 235. 9 августа участь Хиросимы постигла город Нагасаки, на который была сброшена атомная бомба "Толстяк" массой 4500 кг, содержащая 1.3 кг плутония 239. Оцените "мощность" этих бомб".

   Получив результат, ребятам необходимо пояснить, что означает данная величина энергии. Много это, или мало? Опасно это, или нет? При этом могут быть использованы наглядные пособия в виде фотографий, отрывков из художественных произведений (стихи, рассказы очевидцев с места событий), оформленных в виде выставки. Нам кажется, что такой наглядный материал не оставит ни одного ребёнка безразличным к данной проблеме. Кроме задач подобного типа учащимся можно предлагать следующие задания, направленные на формирование опыта деятельности в нестандартных ситуациях (6):
   Используя таблицу номер 1 и дополнительные сведения, придумайте сюжет задачи и решите её.

   Для составления задачи будут полезны также следующие сведения:
     -средняя доза облучения, накапливаемая человеком за 1 год, составляет 400 мбэр;
     -30 бэр даёт местное облучение при рентгеноскопии желудка;
     -3 бэрдоза облучения, полученная при рентгенографии зубов;
     -370 мбэр - при флюорографии;
     -при ежедневном 3-х часовом просмотре телепередач человек получает 0,5 мбэр.

При изучении темы "Агрегатные состояния вещества" можно предложить ребятам провести домашний экологический эксперимент:

Оцените загрязненность снега в данной местности.

В чистые стеклянные банки наберите снег из различных мест (у дороги, в парке, у оживленного шоссе) и, поставив их в комнате, дождитесь, когда снег растает. Поместите рядом банку с водой из водопровода. Сравните прозрачность и чистоту воды во всех банках. Сделайте вывод, где вода грязнее всего и объясните почему.

   Профильтруйте воду, используя бумажные салфетки, находящуюся в каждой баночке. После высыхания бумаги рассмотрите внимательно находящиеся на ней частички. Сделайте вывод о степени загрязненности исследуемых мест.

   Вот, что пишут учащиеся:
     -Мы не должны загрязнять и разрушать природу, ведь тем самым мы загрязняем не только окружающую среду, но и самих себя, свой организм. А мы напротив должны любить и уважать свой город, свою страну, заботиться и беречь окружающий мир! (Лебедева Женя)
     -Если люди не хотят смотреть на мир сквозь стекла противогаза, мы должны предпринять срочные меры по охране природы (Беликов Евгений).

   Обратимся ещё раз к рис.2. Легко заметить, что все элементы содержания образования имеют взаимосвязь друг с другом. Так знания дают средства для обретения эмоционального и творческого опыта, которые в свою очередь обеспечивают возможность использовать знания на практике.

   В разработанный нами дидактический комплекс кроме перечисленных выше средств формирования экологической культуры, вошли также примеры интегрированных уроков (семинары, конференции), кроссворды и темы реферативных работ для учащихся. Итогом работы с материалами экологического содержания в ходе изучения темы курса физики может быть проведение экологической конференции. И если большинство учащихся придут к выводу о том, что в скором будущем все достижения научно - технического прогресса будут работать на сохранение окружающей среды, иначе всё человечество ждёт катастрофа, угрожающая его существованию, то можно надеяться, что использование в процессе обучения физики разработанного нами дидактического комплекса экологической направленности позволит учащимся стать более экологически грамотными, обрести хотя бы частичку экологической культуры, а это так важно в сложившейся сегодня экологической ситуации.

   Более подробно познакомиться со средствами, приёмами использования материалов экологического содержания на уроках физики можно в дипломной работе: "Формирование экологической культуры школьников на уроках физики в старших классах" (2).

Просмотров: 4596
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ