обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 5   
Н.А. Николаенко-Блохина

Проблемный подход к изучению темы курса физики 7 класса "Плотность вещества"

Быстрое нарастание потока научной информации поставило перед педагогической наукой и школой сложную задачу: как при минимальных затратах времени получить максимальный эффект в развитии мышления, познавательного интереса и творческих способностей учащихся. Одним из путей решения этой задачи, является использование проблемного подхода в обучении.

С.Л. Рубинштейн писал: "Начальным этапом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять".

Проблемное обучение заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, имеющих характер противоречий или теоретических трудностей; в осознании и разрешении школьниками этих ситуаций при максимальной самостоятельности и под общим направляющим руководством учителя.

Проанализировав работы многих авторов, таких как М.И. Махмутова, В.Оконя, А.М. Матюшкина, И.В. Дорно, Р.И. Малафеева и других, нами было установлено, что в настоящее время написано довольно много работ, освещающих теоретические вопросы проблемного обучения.

Нами не было найдено конкретных заданий проблемного характера, которые можно было бы применить на уроках физики, при изучении темы "Плотность вещества". В связи с этим была осуществлена попытка разработки методического материала и рекомендаций по реализации проблемного подхода, на примере темы физики 7 класса "Плотность вещества".

Мы исследовали учебный процесс в 7 классе по данной теме. При этом, была предпринята попытка найти пути реализации проблемного обучения при преподавании темы "Плотность вещества".

Предполагалось, что использование разработанного материала будет способствовать пониманию и запоминанию учащимися изучаемой темы, а так же развитию мышления и их творческих способностей.

Такие авторы как М.И. Махмутов, Р.И. Малафеев и другие, в своих работах рекомендуют разные способы создания проблемных ситуаций. Приведем классификацию способов создания проблемных ситуаций, предложенную М.И. Махмутовым, на которую мы опирались при разработке методического материала.

Для реализации проблемного обучения нами был разработан методический материал по теме "Плотность вещества", который раскрывает пути осуществления проблемного обучения в различных видах учебной работы по предмету:

1.При изложении нового материала учителем.
Рассмотрим фрагмент урока при введении понятия плотность вещества.
Возьмём два цилиндра одинакового размера, объема, формы. Показываем их учащимся. Задаём учащимся вопрос: "Посмотрите внимательно на эти цилиндры, в чем сходство и различие между этими цилиндрами?" Учащиеся, как правило, отвечают, что цилиндры имеют одинаковый размер, форму, объем. Ввиду того, что цилиндры имеют одинаковый объём, учащиеся предполагают, что и массы их будут одинаковыми.

Для проверки предположения учащихся, цилиндры ставят на чашки уравновешенных весов. Равновесие весов нарушается.

Формулируем проблему: "Почему цилиндры при одинаковых объёмах имеют разную массу?"

Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос. Учитель помогает учащимся в обсуждении возникшей проблемы. Из рассуждений делают вывод, что цилиндры, имеющие разную массу, при одинаковых объёмах, изготовлены из разных веществ. Таким образом, подводим учащихся к понятию плотность вещества.

2.При выполнении учащимися самостоятельных экспериментальных заданий.
Учащимся предлагается определить плотность деревянного бруска, имеющего внутри полость. О существовании полости учащиеся не знают. Задание выполняется по группам, состоящим из двух человек. Для выполнения задания учащимся предлагаются карточки.

Карточка

Задание: Определить, из какого вещества изготовлен брусок.
Инструкция к выполнению задания:
1. Измерить длину, ширину, высоту бруска.
2. Определить объем бруска.
3. Найти с помощью весов его массу.
4. Вычислить плотность.
5. Пользуясь таблицей плотностей, определить, из какого материала изготовлен брусок.

В ходе выполнения задания учащиеся не только закрепляют и применяют на практике, полученные ранее знания, умения и навыки, но и получают новые знания, развивают творческое мышление.

3. При решении учащимися качественных задач.
Одинаковую ли массу имеет ведро с питьевой водой и такое же ведро, заполненное морской водой?

Эту задачу целесообразно давать после изучения формулы плотности, но до рассмотрения таблицы плотности различных веществ. Задача должна вызывать потребность в поиске информации о плотности морской воды, тем самым, задача должна вывести на проблему необходимости иметь таблицу плотности веществ.

4. При решении учащимися расчётных задач, с излишними и недостающими данными.
Пример задачи с недостающими данными:
Чугунный шар имеет массу 800 г. Сплошной или полый этот шар?
Обнаружив недостаточность данных, ученик должен их запросить у учителя.

Пример задачи с излишними данными:
Бочка массой 60 кг, объёмом 0.2 м3, вмещает 180 кг машинного масла. Какова плотность масла?

Постановка учителем таких задач вызывает у учащихся чувство затруднения, то есть перед учащимися возникает проблемная ситуация. Решение таких задач способствует включению школьника в активный познавательный поиск.

Для подтверждения гипотезы исследования, был проведен педагогический эксперимент в Червовской муниципальной средней общеобразовательной школе, Кытмановского района в 7Б и 7А классах. После изучения темы "Плотность вещества" с использованием проблемного подхода в 7Б классе, ученикам этих классов была предложена контрольная работа. Анализ работы проводился в направлении нахождения индивидуального коэффициента полноты выполнения заданий.

Проведенный педагогический эксперимент подтвердил, что учащиеся экспериментального класса показали более высокий уровень выполнения заданий. Проверку существования статистической разницы между полученными результатами мы провели по критерию Стьюдента.

Обработка полученных результатов позволила сделать вывод: разработанная методика по применению проблемного подхода на примере темы физики 7 класса "Плотность вещества" является эффективной. Выдвинутая гипотеза исследования полностью подтвердилась.

Просмотров: 3074
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ