обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 5   
Т. Аулова

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках физики в 11 классе

В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел: "Основные требования к знаниям и умениям учащихся". Сравнение перечней умений показывает их общность, и выделяют следующие (по Усовой А.В):

  • Умения оценочной деятельности (умения объяснить и доказать сущность явления);
  • Умения познавательной деятельности (анализ, сравнение, обобщение);
  • Умения практической деятельности (экспериментирование, наблюдение, расчеты);
  • Умения учебной деятельности (умение работать с книгой, составлять конспекты, планы, тезисы, ориентироваться в справочной и научно-популярной литературе, параллельно с этим происходит и развитие речи).
  • В формировании последних умений учащихся заключается наша исследовательская работа.

    Так, в программах по предметам гуманитарного цикла особое место уделяется развитию речевых общенаучных навыков, беглого и выразительного чтения, смыслового анализа текстов, связной речи, умений устно и письменно излагать материал, строить цельный рассказ. Однако общепредметная основа в формировании таких умений разработана в предметных методиках недостаточно, не выделяются обучающие действия учителей при овладении учащимися общими умениями, не всегда учитываются навыки, достигнутые в предыдущие годы по различным предметам и их перенос в другие науки.

    Речевая деятельность является естественной основой межпредметных связей русского языка с другими науками, а развитие речи - это общая образовательная и воспитательная задача учителей, так как обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения. Развитие связной речи на межпредметном уровне опирается на лексические и лингвистические понятия, правила, применение которых способствует овладению языком науки и обобщенными речевыми умениями научного стиля речи. В этих умениях выражена раскрытая Выготским Л.С. связь понятийного мышления и речевого развития ребенка. Практическая речевая деятельность неразделима с познавательными эффектами в обучении всем предметам, в том числе физике.

    По окончании школы учащиеся должны свободно владеть широким арсеналом средств самостоятельного добывания знаний и пользоваться приемами передачи содержания учебного материала в различных формах свертывания информации (тезисы, конспекты). Поэтому так важно уметь работать с книгой, учебником. Учебная деятельность в старших классах - новая ступень в развитии этих умений. Увеличивается доля самостоятельности, вносятся элементы творчества.

    Предлагаем некоторые средства для развития учебных умений.

    Рассмотрим работу со справочной литературой. Примером такой книги является книга Трофимовой Т.И. "Физика: Краткий справочник школьника. 7- 11 классы". М.: Дрофа, 1996.

    Анализ содержания пособия позволяет рекомендовать для работы с ним и, ему подобными, несколько новых видов заданий, расширяющих спектр тех, которые приведены выше. В занятиях с этой книгой можно выделить 2 этапа.

    Этап 1- ознакомительный
    Очень коротко педагог сообщает о содержании справочника, его особенностях: материал изложен по темам, а внутри них термины располагаются в порядке логики их изучения.

    Этап 2- выполнение учащимися разного рода заданий.
    Они могут быть такого вида:

  • Нахождение определения нужного термина, понятия, величины. Прежде чем предлагать такие задания, требуется разъяснить методику работы, то есть порядок действий.
    1. принять во внимание информацию учителя о построении книги.
    2. вдуматься в название интересующего термина или понятия.
    3. определить, к какому разделу физики (механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, колебания и волны, оптика, квантовая физика атомов и молекул, физика атомного ядра и элементарных частиц) он относится.
    4. постараться определить тему раздела (например, "Оптика" тема "Световые волны").
    5. по оглавлению в начале книги найти страницы, на которых располагается материал данной темы.
    6. пробежать глазами текст темы, обращая внимание только на выделенные жирным шрифтом термины; остановиться на нужном.
    7. прочесть его определение, вдуматься в смысл, если нужно, то выписать.
  • нахождение формулы и формулировки нужного закона.
  • подготовка сообщения или реферата об основных понятиях, величинах, законах и формулах, изученных в данной теме. Формирование этого умения происходит обычно при повторении темы и осмыслении изученного. При этом развивается способность проводить анализ, классификацию и синтез.
  • Методика выполнения заданий такова:
    Зная название темы, найти в оглавлении справочника страницы, на которых она размещается; открыть их;
    Вспомнить (или спросить у учителя), что такое физическое понятие, физическая величина, закон, формула;
    Взять 4 листа бумаги, каждый озаглавить, написать на первом: "Физические понятия", на втором - "Физические величины", на третьем - "Законы", на четвертом - "Формулы";
    Начать бегло просматривать текст темы (ее первый абзац), обратив внимание только на выделенный шрифтом термин. Определить, к какой группе он относится. Вписать его название в соответствующий лист и подчеркнуть;
    Рядом, через тире выписать его определение и формулу, если она есть;
    Аналогичным образом обработать весь текст;
    Выполнив, таким образом, задание ученик классифицирует изученный теоретический материал и осмысленно повторит его.

    Для развития умения работы с текстами разработаны два алгоритма - интегральный и дифференциальный. Систематически работая по ним, учащиеся смогут быстро и качественно обрабатывать большой объем информации.

    Интегральный алгоритм чтения
    (объединение)

    1 этап- Выделение ключевых слов в отрезках текста (абзацах).
    2 этап- Составление из них смысловых предложений.
    3 этап- Выделение основного смысла отрезка текста.

    Изучив оба основных правила чтения текстов и следуя порядку их выполнения, учащиеся приходят к осознанию двух главных положений:
    1. Работа по интегральному алгоритму автоматически учит раскладывать изучаемую информацию по семи полочкам, то есть семи пунктам алгоритма;
    2. Работа по дифференциальному алгоритму помогает читателю, без особого труда, выделят ключевые слова, знание которых позволяет ему быстро понять основной смысл вначале отрезка, а затем и всего текста и сделать полезные конспектные записи.

    Формированию умения давать развернутую характеристику исторической личности в области физики способствует использование ниже приведенной схемы. В ней заложены смысловые опоры, на которых строится система знаний об исторической личности. Использование схемы предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала, позволяет учащимся самостоятельно анализировать и обобщать факты различных источников и способствует формированию исторического мышления.

    Памятка-схема "Характеристика исторической личности"

    1.Сведения о жизненном пути: происхождение, наиболее существенные факты биографии.
    2. Условия, повлиявшие на формирование личности, взглядов, убеждений.
    3. Жизненные принципы, идеалы, мотивы поведения.
    4. Основное содержание деятельности (главные, узловые идеи и положения).
    5. Роль личности в истории науки, результаты и значения деятельности.

    Для развития связной речи в больше степени мы разрабатываем игры, так как игровая деятельность является наиболее эффективным средством побуждения интереса к изучаемому материалу, дети, играя, легко общаются, развивают культуру общения.

    Предлагаем фрагмент игры "Суд над атомом".

    Класс делится на три группы: администрация суда (судьи, народные заседатели и обвиняемый), свидетели обвинения (атомная бомба, цепная реакция, термоядерная реакция, ускорители частиц) и прокурор, свидетели защиты (И.Кюри, А.Эйнштейн, начальник АЭС, биологическая защита, термоядерная реакция) и адвокат.

    Каждому учащемуся отводится определенная роль, которую он внимательно изучает, используя дополнительную литературу. По сценарию проводится заседание, в конце которого выносится приговор, зависящий от того, как подготовились ребята. В процессе проведения игры формируются умения задавать вопросы, отвечать на них экспромтом, вести диалог, отстаивать научную точку зрения. Также расширяется кругозор учащихся, пополняются их знания. Игру проводят для закрепления пройденного материала по темам "Атомная физика" и "Физика атомного ядра".

    Суд над атомом.

    Главный судья.
    Сегодня слушается дело № 1 по обвинению Атома. Короткое слово "атом" прочно вошло в языки народов мира. И это понятно. Ведь со словом "атом"связаны величайшие достижения науки нашего времени. Но с этим словом, к сожалению, связаны и величайшие бедствия человечества. Кто не знает трагедии больших японских городов - Хиросимы и Нагасаки?
    А ведь именно тогда большинство людей впервые услышало новые слова "атомная энергия". Случилось так, что по воле жестоких и бесчеловечных политиканов великое открытие науки заявило о своем существовании не мирными делами, не помощью человеку в борьбе за познание тайн природы, а смертью и уничтожением. Да и сейчас наряду со словами «атомная электростанция» мы слышим слова "атомная бомба". Наряду со словами "радиоактивные изотопы в медицине" мы слышим страшные слова "лучевая болезнь". Вместе со словами "атомная энергия для мирных целей" мы слышим слова "ядерная война". Возникает вопрос: друг или недруг человеку Атом. Не сделало ли человечество ошибки, расковав "Прометея науки", как называют атомную энергию? Мы призываем, сегодня, обстоятельно разобраться в поставленном вопросе, со справедливостью и бесстрастием выслушать показания свидетелей и вынести справедливый приговор. Подсудимого ввести. Установим личность подсудимого. Подсудимый, ваша фамилия, имя.

    Атом. Атом.

    Главный судья. Ваши родители.

    Атом. Демокрит.

    Главный судья. Ваша биография.

    Атом. Моя биография начинается с учений древнегреческих философов в 5-4 вв. до н. э. Основным методом познания природы тогда были размышления об окружающем мире, а не опыты, так как техника и наука были очень слабо развиты. Не случайно дошла легенда до вас, что мой отец - Демокрит - сам лишил себя зрения, так как он считал, что "размышление и соображение ума при созерцании и уразумевании природы будут живее, когда освободятся от развлечения зрения и препятствия глаз". Тогда впервые появились элементы материалистического понимания природы, древнегреческие философы заложили начало основы атомистики, то есть общего учения о строении вещества. Мой отец и его учитель - Левкипп пришли к выводу о том, что вся материя состоит из мельчайших частиц вещества, то есть таких, которые уже нельзя разделить. Тогда-то впервые Демокрит произнес слово "Атом" (от греческого слова"атомос", что означает "неделимый"). Так я получил имя, хотя меня никто не видел...

    Просмотров: 3824
      © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ