обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 9   
Е.В. Романова
Барнаульский государственный педагогический университет

Разноуровневые задания по физике в процессе изучения вопросов молекулярно-кинетической теории

     Обучение - это целенаправленный двухсторонний процесс взаимодействия учителя и учащихся, где учитель выступает организатором учебного процесса. Посредством своих педагогических воздействий педагоги выдвигают определенные требования к учащимся. Такие ученые, как В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Л. С. Выгодский, И. П. Подласый, В. Г. Разумовский и многие другие подчеркивали, что успех формирования личности ученика зависит от степени знания и понимания его учителем, умения найти контакт и завоевать доверие. Цель моей работы заключается в том, чтобы исследовать взаимосвязь способностей учащихся и требований, которые предъявляются учителем, разработать систему средств и методов обучения в процессе изучения вопросов молекулярно - кинетической теории.

      Двухсторонний процесс обучения, взаимодействия учителя и учащихся можно рассматривать с точки зрения системного подхода, это позволяет лучше понять источник проблемы, находить пути ее разрешения.

     Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого ученика. Важной индивидуальной особенностью учащихся является их способность к усвоению знаний, т.е. обучаемости. Изучение уровня развития умений, способностей производится в процессе наблюдения за деятельностью школьников.

      Под влиянием возрастающих требований увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Чем глубже развивается этот процесс, тем более четко выступают индивидуальные различия в обучаемости школьников.

      Если уровнять многие факторы, влияющие на уровень усвоения новых знаний, а именно: обеспечить одинаковый исходный минимум знаний у всех учащихся, положительное отношение их к уроку, желание как можно лучше усвоить материал, тщательно разработать методику введения нового материала, то, несмотря на равенство этих условий, новые знания будут усвоены по-разному.

     Автором была поставлена задача изучить психолого-педагогическую литературу по поставленной проблеме. Изучить способности учащихся и требования учителя, осуществить поиск гармоничного их сочетания. Разработать необходимый дидактический материал и методические рекомендации для учителя по исследуемой проблеме.

     В процессе работы было выявлено, что можно выделить различные уровни усвоения знания.

        1 уровень усвоения - характеризуется умением выделить, узнать, опознать изучаемый предмет, явление или величину на основе предыдущего обучения на уроке. Для распознания могут быть предложены описания, определения, буквенные обозначения, формулы, графики. При этом не указываются признаки этих объектов, не приводится поэлементное сравнение, не устанавливаются внутренние связи. Действия ученика совершаются как акты наглядно-образного или наглядно-действительного мышления, выражающегося суждениями типа: «это - не это» «да - нет» и т. д. Данный уровень предполагает знание сущности изучаемого понятия, его определение, установление его простейших связей с другими понятиями. При последующей устной аргументации своего выбора ученик, овладевший этим уровнем, должен указать, например, последовательность протекания явления.

        2 уровень - предусматривает умение анализировать понятия и связи между ними, применять теоретические знания в стандартных ситуациях. Этот уровень обеспечивает применение знаний в практической деятельности. Учащийся должен уметь решать типовые задачи за отведенное время.

        3 уровень - предполагает основательное владение понятийным и логическим аппаратами, благодаря чему учащиеся способны анализировать понятия и связи и оперировать ими в нестандартных ситуациях, отходя от усвоенной на уроке программы действий.

     Очевидно, что учителю потребуется различное количество задач и различная мера помощи тем учащимся, которых предстоит довести до высшего уровня усвоения.

     В психологии обучения выявлено несколько характеристик индивидуальных различий учащихся, связанных с понятием обучаемости. К ним относятся: а) темп усвоения или продвижение в обучении как наиболее устойчивая характеристика; б) полнота и точность анализа и синтеза и неразрывно связанных с ними обобщения и абстрагирования; в) устойчивая предрасположенность школьников к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе над материалом; г) уровень формируемых у школьников обобщений; д) уровень выделения и обобщения школьниками способов оперирования знаниями; е) экономичность мышления и д. р.

      Эти уровни усвоения можно проверить разными способами, например такими, как контрольная работа, зачет, срез знаний. Одним из способов, разработанных автором, является проведения самостоятельных работ, состоящих из разноуровневых заданий, часть которых содержит выбор ответа.

Например:
      1 уровень: Сколько молекул содержится в 1 кг водорода (Н2)?
      2 уровень: Какой объем занимает 100 моль ртути?
      3 уровень: Озеро со средней глубиной 5м и площадью 4 км2 "посолили", бросив кристаллик поваренной соли NaCl массой 10 мг. Спустя очень длительное время из озера зачерпнули стакан воды объемом 200 см3. Сколько ионов натрия из брошенного кристаллика оказалось в этом стакане?

      С выбором ответа:
        1 уровень: Молярной массой называют...
          1) отношение числа молекул в данном теле к числу атомов 0,12 кг углерода.
          2) массу вещества, взятого в количестве одного моля.
          3) число молекул или атомов в моле вещества.
          4) количество вещества, содержащего столько же молекул, сколько содержится атомов в 0,012 кг углерода.
          5) отношение массы молекулы (или атома) данного вещества к 1/12 массы атома углерода.
        2 уровень: Укажите ошибочный ответ. Известно, что пространство однородно и изотропно. Из этого следует, что...
          1) в любом направлении движутся в среднем равные количества молекул.
          2) алгебраическая сумма проекций скоростей молекул на произвольную ось равна нулю.
          3) сумма квадратов проекций всех скоростей на произвольную ось не равна нулю.
          4) среднее значение квадрата проекций всех скоростей не равно нулю.
          5) скорость молекул меняется от одного значения к другому не случайным образом.
        3 уровень: Составьте тексты из фраз А, Б, В, Г.
          а) 1. Ионная химическая связь ...
              2.Ковалентная связь ... между атомами в молекулах образуется в результате ...
          б)1.наличия у каждого из взаимодействующих атомов одного или несколько неспаренных электронов.
             2. перехода электронов из оболочки одного атома в оболочку другого атома.
Таким образом, оказывается, что ...
          в) 1. ионная связь ...
             2.ковалентная связь ...
          г) 1. полярная.
             2.неполярная.

      По уровню сложности задания делят по количеству умственных действий.

      Уровни, выделенные нами, находятся в том же соотношении: только овладев элементарными умственными приемами, ученик может включиться в более сложную поисковую деятельность (от простого к сложному).

      Не каждый ученик может ответить на все уровни вопросов, это зависит от способностей учащихся от их знания материала. Учитель может предлагать учащемуся самому выбирать ту или иную задачу. Этот выбор, являясь "обратной связью" учитель - ученик, поможет учителю более объективно оценить степень усвоения изученного материала, установить достоинства, недостатки в знаниях и умениях учащихся и на их основе управлять учебным процессом.

      Автор рассмотрел, какими умениями должен обладать школьник при решении задач и разработал серию разноуровневых заданий по теме "МКТ", чтобы организовать работу с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

      Такая организация уровней при решении задач школьниками позволяет управлять деятельностью учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, что повышает эффективность обучения решению задач.

      Справедливости ради надо заметить, что подобных разработок становится все больше, однако все они направлены на контроль знаний, а вот на методику применения разноуровневых задач в процессе освоения знаний обращается меньше внимания. Автор, основываясь на учении Л. С. Выгодского о законах актуального и ближайшего развития, предлагает методику решения сложных физических задач с применением более простых. При такой методике осуществляется пульсирующий переход от простого к сложному и обратно, что соответствует психическому устройству индивида.

      Задачи по физике подразделяют на простые и сложные. Простые задачи предназначены для усвоения и запоминания изученных формул, величин и законов. Сложные задачи способствуют развитию умственных способностей. Сложная задача содержит в себе несколько простых. В ней логически объединены те величины, формулы и законы, которые применяются в простых задачах.

      Если ученикам сложно решить данную им задачу, можно прорешать несколько простых задач - подсказок. Приводим пример текстов сложной и простых задач, объединенных одной логической связью и дидактической целью.

      Сложная задача: В колбе объемом 1,2 л содержится 3*1022 атомов гелия. Какова средняя кинетическая энергия каждого атома? Давление газа в колбе 105 Па.
      Необходимо дать время ученикам подумать над решением этой задачи. Если задача вызовет у них затруднения, то ученикам придется прорешать задачи-подсказки.

      Для начала разберём первую задачу-подсказку: Под каким давлением находится газ в сосуде, если средний квадрат скорости его молекул V2=106м22, концентрация молекул n=3*1025 м-3, масса каждой молекулы m0=5*10-26 кг?

      Вернёмся к решению сложной задачи, попытаемся найти связь задачи - подсказки с данной. Если и после решения задачи ученикам непонятно как решать сложную задачу, разберём вторую задачу - подсказку: Найти среднюю кинетическую энергию одной молекулы кислорода, если его средняя квадратичная скорость равна 700 м/с, а масса одной молекулы 5,3*10-26 кг?
     Задача была разработана, чтобы ученики вспомнили формулу, для нахождения средней кинетической энергии молекул. Вновь возвращаемся к сложной задаче и смотрим связь. Не сумев решить сложную задачу, прорешаем третью задачу - подсказку: Найти концентрацию молекул кислорода, если давление его 0,2 МПа, а средняя квадратическая скорость молекул равна 700 м/с.


      Решив эту задачу, ученики вспомнили, как считается концентрация молекул. Вновь возвращаемся к сложной задаче, смотрим связь.
      Используя решение задачи - подсказки, ученики должны решить сложную задачу. Опрос показал, что данная методика применения разноуровневых задач весьма эффективна в обучении. За необходимость применения данной методики в учебном процессе высказались - 87,5% учеников против -12,5%.
Просмотров: 5930
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ