обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 9   
Н.А. Тормина
Барнаульский государственный педагогический университет

Проблемные методы обучения на уроках физики

     В настоящее время в обществе возникает потребность в развитии всесторонне и гармонично развитой личности, а также развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей, усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности. Кроме того, важным является воспитание навыков творческого усвоения знаний, применения усвоенных знаний в новой ситуации и умение решать учебные проблемы, формирование и накопление опыта творческой деятельности, формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Необходимо разработать рекомендации по их использованию на практике; выяснить, как использование этих заданий повлияет на качество обучения и на процесс формирования познавательного интереса учащихся.

      Предполагаем, что использование разработанного материала будет способствовать пониманию и запоминанию учащимися изучаемой темы, а так же развитию мышления и их творческих способностей.

      В основе организации учителем традиционного обучения лежит принцип передачи учащимся готовых выводов науки. Наряду с традиционным обучением, в педагогике разработана теория проблемного обучения. Проблемное обучение признано одним из самых перспективных направлений совершенствования методов преподавания. Оно способствует решению таких важных задач, стоящих перед образовательной школой, как обеспечение глубоких и прочных знаний учеников, активизация их мыслительной и познавательной деятельности, развитие умственных способностей и творческих возможностей. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия или приложения знаний к практике.

      Опыт применения отдельных элементов проблемного обучения в школе исследован многими учеными. Ими были разработаны теоретические и практические аспекты проблемного обучения. Некоторые авторы видят преимущество проблемного обучения в том, что при минимальных затратах времени, такой подход в обучении учащихся дает максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей.

      Проблемное обучение - это такое обучение, которое ведет к общему и специальному развитию, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию познавательных потребностей своих учеников, в процессе изучения ими основ наук.

      Когда перед учащимся ставится учебная проблема, создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес, они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему усвоению материала. В процессе разрешения проблемных ситуаций, учащиеся сами добывают недостающие знания, при этом они проходят все этапы научного познания мира: от выдвижения гипотезы до ее проверки, постигают логику открытия. Традиционные методы обучения такого знания дать не могут. Конечно, проблемное обучение в чистом виде невозможно, но другие виды обучения (объяснительный, иллюстрационный и другие), могут выступать либо вспомогательными, либо основными в тех случаях, если проблемное обучение невозможно. Примером является изучение физики с применением слайдов.

      Создание проблемной ситуации лежит в основе процесса проблемного обучения. Проблемная ситуация может возникнуть при выполнении физического эксперимента, при решении физической задачи или анализе теоретического вопроса. Учебные эксперименты могут осуществляться в форме лабораторных работ, фронтальных опытов и физического практикума. Проблемный эксперимент включает в себя основное задание, носящее проблемный характер, обнаруживающее несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и теми требованиями, которые выдвигаются при решении учебных задач. Применение проблемного эксперимента зависит во многом от того, какова подготовленность учащихся данного класса, уровня усвоения ими тех вопросов, знание которых необходимо для выполнения работы, уровня практических умений и навыков.

      Он может с большим успехом применяться не только как способ изучения нового материала, но и как способ закрепления и повторения пройденного. Конечно, он требует большей затраты времени, чем обычное повторение теоретического материала или решение задач. Поэтому, проблемный эксперимент оправдывает себя в тех случаях, когда в процессе решения исследовательской задачи учащиеся правильно усваивают некоторые вопросы, от чего зависит понимание многих других.

      Например, в теме "Ток, сопротивление, напряжение" (8 класс), центральным вопросом является закон Ома для участка цепи. Поэтому, проблемный эксперимент целесообразно подчинить задаче уяснения и закрепления закона Ома, применения его к анализу и решению различных практических вопросов. Учет индивидуальных возможностей учащихся осуществляется путем предъявления серии заданий разной степени сложности на выбор.

Предлагаем учащимся одну из следующих задач:
1. Используя закон Ома, определите материал проводника.
2. Используя закон Ома, определите площадь поперечного сечения проводника.
3. Исследуйте, изменится ли падение напряжения на константановом проводнике, при изменении общего сопротивления последовательно соединенной цепи? Объясните результат.
      Таким образом, правильное выполнение задания уже свидетельствует о том, что учеником усвоены основные вопросы данной темы и умение практически их применять. Например, сила тока, напряжение, сопротивление и т.д.

      Для постановки познавательной проблемы используют также количественные и качественные задачи.

Пример качественных задач.

1. В кабине бензовоза имеется надпись: "При наливе и сливе горючего обязательно включите заземление". Почему необходимо соблюдать данное требование?

2. Авиационное топливо в основном электризуется при фильтровании. Изобретение фильтра, при прохождении через который жидкость почти не заряжается, является важной проблемой. Почему такой фильтр должен состоять из двух различных материалов? Какими электрическими свойствами должны обладать эти материалы по отношению к топливу?

3. С какой целью на взрывоопасном производстве приводные ремни должны быть обработаны антистатической (проводящей) пастой, а шкивы заземлены?

4. Может ли в ременной передаче электризоваться только ремень, а шкив оставаться незаряженным? Почему? Считайте, что шкив не заземлен.

5. Трущиеся части машин, например ременная передача, типографская бумага в ротационной машине, пряжа на ткацком станке и т. д., наэлектризовавшись, могут вызвать аварию и неполадки. Для устранения статических зарядов вблизи таких машин устанавливают нейтрализаторы, испускающие лучи, под действием которых молекулы воздуха расщепляются на частицы, одни из которых заряжены положительно, а другие - отрицательно (см. рис.). Объясните действие такой защитной установки.

Пример количественных задач.
1. Два одинаковых по величине и знаку точечных заряда, расположенных на расстоянии 3,0 м друг от друга в вакууме, отталкиваются с силой 0,40 Н. Определить величину каждого заряда.

2. Определить абсолютную диэлектрическую проницаемость трансформаторного масла, если два одинаковых заряда в вакууме на расстоянии 20,0 см взаимодействуют с той же силой, что и в масле на расстоянии 0,140 м. Считая силу взаимодействия равной 90,0 Н, определить величину зарядов.

3. Определить напряженность поля, образованного в воздухе точечным зарядом 8*10-6 Кл в точке, расположенной на расстоянии 30 см от заряда.

4. Поле в глицерине образовано точечным зарядом 7,0*10 -s Кл. Какова напряженность поля в точке, отстоящей от заряда на расстоянии 7,0 см2?

5. Электрон, обладающий скоростью 1,8*104 м/с, влетает в однородное электрическое поле в вакууме с напряженностью 0,0030 Н/Кл и движется против силовых линий. С каким ускорением будет двигаться электрон и какова будет его скорость, когда он пройдет расстояние 7,1 см? Сколько времени потребуется для достижения этой скорости?

      Автором подобраны количественные и качественные задачи, которые включены в сборник. Эти задачи способствуют развитию у учащихся познавательной самостоятельности и творческих способностей, а также умения применять усвоенные знания в новой ситуации.

      В процессе работы над учебным пособием для учителя и проведении педагогического эксперимента гипотеза подтвердилась.
Просмотров: 3514
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ