обложка | архив номеров | редколлегия | информация для авторов | вернуться   
Научно-методический журнал
Основан в 2001 году. Выходит 2 раза в год
Издается по решению Ученого Совета
физического факультета БГПУ
топ 25 | Номер 9   
В. С. Бойко
Барнаульский государственный педагогический университет

Формирование научного мировоззрения у учащихся на уроках физики в средней школе

     В средней школе закладываются основы научного мировоззрения. Объектом изучения, в результате которого формируется мировоззрение, является реальный мир. Исторически сложилось так, что для облегчения познания реального мира его изучение стало предметом различных наук. Материал, который изложен в учебниках и методика преподавания сделали эти дисциплины оторванными друг от друга, разрушили единую картину материального мира. Поэтому перед учителями сегодня встала проблема: убедить учащихся, что между разными отраслями знаний нет резкой границы, что они не оторваны друг от друга, а лишь с разных сторон и каждая своими методами изучает реальный мир. А вот совокупность этих полученных данных дает общее представление о нем. Мы наблюдаем, с одной стороны, появление ряда наук, отпочковавшихся от физики, химии, биологии в самостоятельные области знания. А с другой стороны - проникновение методов физики в химию (квантовая химия, химическая термодинамика), физики и химии - в биологию (молекулярная биология, радиобиология). Кроме того, создано множество таких пограничных наук, как физическая химия, биофизика и др., в которых объект и метод исследования принадлежит с равным правом ряду наук.

      Цели и принципы преподавания реализуются через учебный процесс. Поэтому учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы, в конечном итоге, привести к формированию у учащихся диалектико-материалистического миропонимания. Именно эта задача - формирование научного мировоззрения - является одной из главных задач работы, осуществляемой в школе. Формирование научного мировоззрения - сложный и многосторонний процесс. Помимо детального исследования отдельных сторон этого процесса необходимо целостное его рассмотрение с учетом взаимосвязей его основных компонентов. Необходимо создавать новые экспериментальные системы формирования мировоззренческой устойчивости.

      Теперь следует поговорить о научном мировоззрении и дидактических аспектах его формирования.

      Формирование научного мировоззрения - одна из основных задач преподавания физики в школе. Мировоззрение - это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе. Основными структурными единицами мировоззрения являются взгляды и убеждения. Взгляды выражают определенную точку зрения на сущность явлений природы, общественной жизни, человеческого сознания. Мировоззрение имеет огромный практический смысл, т.к. оно влияет на интересы, труд и быт людей. В классовом обществе мировоззрение носит классовый характер, отражает различное положение и условия жизни людей. По своему содержанию и направленности мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным и реакционным. Целью школьного физического образования является формирование обобщенного научного представления о природе и процессе ее познания, т.е. формирование научного мировоззрения. Основой научного мировоззрения являются научные знания. Но не все они носят мировоззренческий характер. Поэтому целью школьного образования является выделение того учебного материала, на основе которого будет осуществляться формирование научного мировоззрения.

      Никакое научное мировоззрение не является таковым без понимания физической картины мира. Физическая картина мира - это обобщенная модель природы, включающая в себя представления физической науки о материи, движении, взаимодействии, пространстве и времени, причинности и закономерности. Поэтому первой составной частью процесса создания у учащихся представлений о физической картине мира является формирование указанных фундаментальных физических понятий и идей.

      Вторым компонентом процесса формирования научного мировоззрения на основе обучения физике является формирование знаний о процессе научного познания. Это связано с тем, что научное мировоззрение включает в себя не только понимание того, что представляет окружающий мир, но и того, как человек познает мир. Кроме того, знание о процессе научного познания позволяют ученику лучше понять суть физических явлений, законов, теорий. До недавнего времени физика в средней школе была представлена в основном как система предметных знаний. Однако физическая наука включает в себя не только систему знаний, но и процесс добывания знаний. Поэтому методологический аспект физических знаний должен быть раскрыт в такой же мере, как и предметный аспект.

      Третьим компонентом процесса формирования научного мировоззрения в процессе обучения физике является формирование у учащихся элементов научного мышления. Это является необходимостью, т.к. научное мировоззрение должно реализовываться в практической деятельности человека. А практическая деятельность человека осуществляется на основе его мыслительной деятельности. Мышление - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п. Мышление возникает в процессе общественно-производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности, раскрытие ее закономерных связей.

      Формирование материалистических убеждений является одной из важных сторон процесса формирования научного мировоззрения. Однако, научное мировоззрение не сводится только к знаниям о мире. Можно что-то хорошо знать, но не очень верить в это. Поэтому одной из важных сторон процесса формирования мировоззрения является формирование убеждений. Очень важно, чтобы у учащихся сложились личностные отношения к миру и к месту человека в нем. Теперь определим практические способы достижения поставленной цели, то есть, формирования научного мировоззрения, попытаемся оценить, что можно сделать с помощью современной учебной литературы?

      Оценим сформированность мировоззренческих знаний учащихся на разных этапах обучения.

      Так как мировоззрение определяют вполне конкретные знания и умения, то, прежде всего, нужно определить эти знания, сделав разбивку по классам. Перечень этих знаний должен включать знания фундаментальных идей, понятий, законов и теорий современной физической картины мира.

      Без развития мышления нельзя преуспеть в формировании мировоззрения. Одно лишь усвоение мировоззренческого материала не обеспечивает автоматически выработку системы взглядов и убеждений. Определим конкретные умения, необходимые для наиболее полного процесса формирования мировоззрения: рассматривать физические явления с разных сторон и в разных условиях; выделять физические системы, описывать качественно и количественно движение и взаимодействие как причину явлений и устанавливать причинно-следственные связи, уметь выдвигать гипотезу, выбирать модель, планировать эксперимент, выполнять измерения, вести расчет погрешности, применять теоретический и экспериментальный методы познания физических явлений, показывать на примерах из разных областей физики переход количественных изменений в качественные и т.д..

      Средством систематизации знаний учащихся о едином материальном мире могут служить вводные уроки. Особую роль стоит отводить вводным и обобщающим занятиям. Роль вводных занятий по разделам школьного курса физики часто недооценивают, предпочтение отдают обобщающим урокам. Однако, только систематическое проведение как вводных, так и обобщающих занятий дает возможность добиться желаемого результата. Вводные занятия направляют учебную и поисковую деятельность учащихся. Они помогают выбрать из потока информации, предлагаемой на уроках, нужную для построения логической цепочки знаний. Вводные занятия развивают способность самостоятельно и творчески работать с изучаемым материалом.

      Средством систематизации знаний учащихся в соответствии с циклом теоретического познания служат обобщающие уроки. После прохождения любого раздела для систематизации знаний учащихся, приведения их в стройную систему, правильного восприятия единства природы, формирования мировоззрения, необходимо провести урок обобщения. Ссылаясь на вводные занятия, на первый взгляд кажется, что повторение излишне. Однако, вводные и обобщающие занятия разделены достаточным промежутком времени, поэтому обобщение с использованием всего материала вводных занятий, как показывает практика, приводит к более эффективным результатам. О значении обобщающих уроков свидетельствует и новое распределение часов по физике, где на них отводится значительное количество часов. Обобщающие уроки дают большие возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся, а также умений самостоятельно пополнять свои знания.

      Автором статьи был проведен небольшой тест в 10 классе Колыванской средней школы Алтайского края. Десятиклассникам после повторения молекулярной физики было дано домашнее задание - ответить на 13 вопросов. Вопросы были различными, они касались как физических понятий, законов и т.п., так и некоторых методических аспектов науки.

      Контрольная работа, проведенная на следующем уроке, показала, что особую трудность у учащихся вызвали ответы на вопросы, связанные именно с методическим аспектом. Дополнительная беседа с учащимися показала, что они знают содержание первого начала термодинамики, второго начала термодинамики, способы нахождения КПД тепловых двигателей, им знакомо основное уравнение МКТ, уравнение состояния идеального газа, газовые законы, им знакомы определения термодинамического и статистического методов исследования. Но учащиеся не могут определить основание, ядро и следствия теории в зависимости от методов исследования; не осознают связи между постулатами и следствиями. Данный эксперимент показал, что можно иметь соответствующие знания, но их не использовать. Кроме того, автором статьи был разработан вводный урок для 10 класса по теме "Теория относительности". Урок разработан с привлечением дополнительного материала, была создана презентация для учеников, с целью повышения их заинтересованности. В качестве материала для презентации были использованы интересные факты из жизни Альберта Эйнштейна, рассказы о его изобретениях и его взгляды на мир в целом. Также при подготовке урока были использованы интересные гипотезы, исследования и изобретения Эйнштейна.

      Итак, автор попробовал раскрыть возможности формирования мировоззренческой устойчивости, которыми объективно располагает курс физики. Намеченные пути не являются единственно возможными, так как приучение старшеклассников к философскому осмыслению мира - дело сложное. Учителю необходимо использовать все богатые возможности для того, чтобы в сознании учеников складывалось правильное представление о мире и его познании физической наукой. Надо стремиться к тому, чтобы научить учащихся видеть природу за ее физическим описанием, сформировать в сознании учащихся единую физическую картину мира, возбудить интерес к философскому осмысливанию действительности, пробудить у учеников радостное чувство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в этих поисках видели смысл своей жизни.
Просмотров: 3282
  © 2001-2006, “Методист”, Кафедра МПФ | Дизайн: Александр Вольф | Перейти на сервер физического факультета БГПУ