Герб БГПУ

Особенности преподавания представлений синергетики на гуманитарных факультетах

К.М. Алиева
КГНУ

Смена мировоззрения цивилизации [1] на рубеже тысячелетий совпала с переходом стран бывшего СССР к рыночной экономике. И в этой связи глобальность происходящих событий вследствие высокой сложности не только создает множество проблем, но и предлагает каждой множество альтернативных решений, характеризуется особыми тендениями развития, но большинство из них непонятны (не явно выражены) и мимолетны (неустойчивы во времени). Такие состояния на языке современной науки описывается теорией ветвящихся процессов как состояние бифуркаций.

Объективной тенденцией цивилизации нашего времени -? постиндустриального общества -? стало взрывное высвобождение человеческих ресурсов, попытка энтропийного анализа которого не привела к полному пониманию всех ипостасей явления [2]. Тем не менее заметим, что природа таких феноменов обусловлена синергетической сутью необратимых явлений объективной действительности, прогресс которой определяют интенсивные факторы. И поэтому знание приобретает приоритет во всех областях человеческой деятельности. Отсюда экономическому процветанию современного общества присущи образованность и высокая степень информированности, т. е. интеллектуальный потенциал становится намного значимей природных ресурсов и средств производства. Бэконовское определение “знание -? сила” в контексте известного сократовского постулата “знание и добродетель неразрывны” приобретает новую грань морально-этических понятий.

Следовательно, особенностью современной стадии становления новой системы образования республики является оптимальное обеспечение кадрового соответствия, что подразумевает, с одной стороны, разнообразия и насыщения рынка образовательных услуг -? и в этом смысле существование большого количества вузов в республике отвечает именно этому. А с другой стороны,совершенно очевидно, что на фоне этого изобилия образовательных услуг требования рынка интеллектуального труда поставили систему образования перед необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, уровень образованности которых непосредственно определяется его мировоззрением, соответствующим новому стилю мышления и методологическим принципам познания.

Решению подготовки (и переподготовки) высококвалифицированных кадров должен соответствовать учебный план, направленный на освоение прежде всего классических дисциплин данной специальности. Центральное место в классическом теоретическом знании принадлежит системному методу, основными принципами которого является исследование состава, соотношения взаимосвязей между компонентами закрытых систем. Изначально в основу такого знания положены линейность -? определенность причинно-следственных связей (их каузальность) [1-3], утвердившая целый пласт детерминированности событий как природных, так и социума, экономики, политики и т.д.

Однако и исследование статистической природы явлений с точки зрения методов вероятности, позволившие получить экспоненциальные закономерности в пределах соответсвующих распределений (Максвелла-Больцмана, Бозе, Гаусса, Цинфа) и их кинетики, характеризуют изменение как статичное обратимое существование. Полученное этим методом знание формирует базу, создает условия для прогнозирования, управления и перехода в состояние равновесия. Вероятностные методы исследования и созданные на их основе модели стали основой рождения таких методологических принципов познания как принципы неопределенности, дополнительности и соответствия. Несмотря на фундаментальность и отклонения от детерминированности этих принципов, следующей вехой познания природных событий стал кибернетический инструментарий, быстро (во времени) сформировавшийся на основе принципа прямой и обратной причинно-следственной связи. Методы кибернетики действительны в заданных пределах сохранения сущности -? в гомеостазисе -? системы. Таким образом, кибернетика более мягкий, динамичный уровень детерминизма в ряду взаимообусловленностей: линейность -? вероятность -? кибернетика. Надо полагать, что в современном мире необратимости и атемпоральности событий описание их в контексте этого ряда методологических принципов познания далеко от адекватности их сути.

Как известно, этот ряд детерминистических подходов классического стиля мышления и познания плодотворно определял ход событий в родном Отечестве, но в течение последних 30 лет сформировалась новая парадигма научной, и уже стала достоянием общечеловеческой рефлексии, как область знаний о состоянии, далекой от равновесия, и называется она синергетикой [4].

Синергетика – целостная междисциплинарная наука, но можно выделить основные три части: термодинамику неравновесных процессов открытых систем, кинетику неравновесных состояний и теорию катастроф. Предметом изучения синергетики является выявление сущности необратимого становления порядка из хаоса и хаоса из порядка. Объективная реальность рассматривается как открытая система. Впервые в познание вносится не превращение вещества или энергии, а становление сложного из простого как превращение упорядоченностей широкого спектра степеней порядка: от хаоса до жесткой детерминации.

Открытая система согласно синергетическим воззрениям характеризуется не только как система, участвующая в обмене веществом, энергией и информацией, но прежде всего как саморганизующая система. Такая система вблизи равновесия согласно теореме Пригожина [5] с минимальной скоростью генерирует энтропию (S – мера беспорядка), обеспечивая сохранность своей сущности, причем устойчивость стационарного состояния обеспечена, если вторая вариация (ускорение прироста беспорядка) в окрестности равновесия отрицательна. В этом случае перенос энтропии в окружение настолько мал, насколько ему позволяют граничные условия, т. е. в этом смысле проявляется своеобразная “инертность” системы. Вдали от равновесного состояния в открытых системах возникают эффекты самосогласованности действия -? ансамбля ?- составляющих систему. Такая система проявляет устойчивость вследствие , т.е. избыточное генерирование энтропии положительно.

Теория необратимых процессов различает скалярные, векторные и тензорные необратимые процессы. И в этой связи следует подчеркнуть, что открытость определяется, прежде всего, внутренней – ens a se – самоорганизующейся сущностью системы, однако степень открытости зависит также от неоднородности ("тензорности") окружающей среды вследствие локализации ее параметров как, например, диэлектрической проницаемости, электропроводности, вязкости, рН раствора. Влияние среды достаточно велико, что согласно Р. А. Маркуса возможна реорганизация растворителя [6], величина и природа которой зависит от процессов структурирования составляющих частиц.

В качестве доказательства приведем удобную и актуальную в наше время возможность активного функционирования шенгенской визы среди государств европейского сообщества есть результат сосуществования открытых систем в однородном (экономическом, языковом и т.д.) фазовом пространстве, в то время как государства нашего среднеазиатского региона после распада СССР вследствие возникновения именно такой неоднородности вынуждены закрыть и усилить охрану своих границ.

Синергетика как наука возникла из естествознания, но ее основы положены в “теорию экономической динамики и социальной эволюции, теорию и этику рыночного порядка, теорию революционной эпистемологии, представления “деловой стратегии”, системно -? эволюционную концепцию экономического прогресса, нелинейные эволюционные модели экономики, моделирование естественного и искусственного интеллекта и многое другое”[1].

Однако ни термодинамика, ни кинетика неравновесных процессов, ни теория катастроф, ни теория Колмогорова?Арнольда?Мозера, ни методы полностью интегрируемой (или близкой к интегрируемости) гамильтоновой системы не входят, хотя бы как курс по выбору, в учебный план подготовки ни бакалавров, ни магистров естественных факультетов нашего университета. Синергетика как отдельный курс входит в учебную программу таких ведущих вузов, как Томский политехнический и Московский химико-технологический институты.

Следует дополнительно напомнить, что научному сообществу республики известны научно-исследовательские работы в области нелинейной оптики (академик А. А. Акаев) и плазмы (академик Ж. Ж. Жеенбаев), применения низковольтного искрового разряда при синтезе соединений нерегулярной структуры (академик У. А. Асанов), детонации взрывчатых смесей (академик В. И. Нифадьев), процессов в верхних слоях атмосферы Земли (академик С. Ж. Токтомышев) -? это далеко не полный перечень НИР, использующих синергетический инструментарий. Кыргызские ученые не только применяют этот инструментарий, но и активно участвуют в его формировании (академик М. А. Иманалиев) [7]. К сожалению, в области гуманитарных исследований известны только работы профессора А. И. Тишина [8], и в последнее время появились публикации ряда молодых ученых.

Справка такого содержания дана, во-первых, для констатации того факта, что ведущие ученые республики и их последователи могли бы подготовить соответствующие курсы обзорных лекций в своей области и разработать курс лекций о фундаментальных понятиях синергетики.

Во-вторых, если три года назад поднимался вопрос об отсутствии литературы, то в настоящее время библиотеки, особенно различных Центров нашего университета, имеют возможность предложить студенту учебник “Концепции современного естествознания” разной степени сложности (только на русском языке), кроме того, учебники по социологии, философии, политологии содержат параграфы, посвященные специфике синергетического рассмотрения предмета своей науки.

И, наконец, анализ накопленного опыта преподавания раздела “эволюционно-синергетическая парадигма естествознания” в курсе дисциплины “Концепции современного естествознания” на гуманитарных факультетах, особенно на экономических, показывает особую заинтересованность студентов в потенциальной возможности синергетического подхода при осмыслении глобального кризиса, составляющим компонентом которого является экономика нашей республики.

Приведенные доводы доказывают необходимость разработки и введение “Основ синергетики” в учебную программу всех факультетах как одного из действенных инструментариев современного теоретического познания действительности и его применения в практической деятельности. Подготовленные нами лекции и рабочая программа, рассчитанные на 36 часов, состоят из 18 часов лекций (общего раздела фундаментальных понятий и методов) и 18 часов семинарских занятий (рассмотрения природы событий в свете теории самоорганизации) и вполне могут соответствовать цели и задачам предлагаемой нами дисциплины как курса по выбору.

Литература

  1. Алиева К. М., Тишин А. И., Иманакунов Б. И. Термодинамика и формирование синергетической парадигмы современного мировоззрения.// Известия НАН Кыргызской Республики. N3?4, 1999, с. 87-90.
  2. Алиева К. М. Энтропийный подход в анализе процессов демографии и миграции. // Политика и общество. Общ.-полит.журнал. Изд. дом. "Пикир”. N5(1). 2001.
  3. Алиева К. М., Тишин А. И. Синергетическая парадигма современного мировоззрения.// Политика и общество. Общ.-полит.журнал. Изд. дом. "Пикир”. N2, 2000.
  4. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир. 1983.
  5. Глендорф П., Пригожин И. Р. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и флуктуаций. М.: Мир.1973. 280 С.
  6. Алиева К.М. Самоорганизация электрохимических систем.//Вестник КГНУ. Серия "Естеств.-техн. науки", Бишкек, 1999.
  7. Иманалиев М. И. Асимптотические методы в теории сингулярно-возмущенных интегро- диффекренциальных систем. Фрунзе, Илим,1972, 356 с.
  8. Тишин А. И. Синергетические социальные процессы и ленинская концепция диалектики. // Теоретическое наследие Ленина и преподавание общественных наук... Фрунзе, 1990, с. 166-167

Источник информации: Scientific Library of IEPII
Дата публикации: пятница, 8 ноября 2002 года
Версия для печати | Оглавление