Герб БГПУ

Алгоритм проектирования программы обучения

Рукин Ярослав Васильевич
Центр детского и юношеского творчества "Киевский" (ЦДЮТ "Киевский"), г. Москва


В докладе представлен графический алгоритм системы проектирования учебной программы по курсу “Информатика”

На ХI Международной конференции-выставке говорили о “проектировании процесса обучения как системы социальной деятельности” и предлагали алгоритмы “формирования программы обучения”. Многие доклады уделяли внимание частным вопросам: включать или не включать в курс тот или иной раздел “Основ” или “Технологий”, уточняли понятие “Информатика” и “Информация”, проводили сравнительные анализы различных методик. К сожалению глобальных информациологических подходов в разработке учебных программ по “Информатике” не чувствовалось.

В процессе создания специального математического обеспечения (СМО) систем автоматизированной переработки информации (САПИ) и, в частности, в проектировании программ курса “Информатика” необходимы следующие, перечисленные в порядке снижения частоты их использования, системы обеспечения: системы программного обеспечения, системы алгоритмического обеспечения, системы методического обеспечения, системы методологического обеспечения.

Установлено [1,2], что последовательное развитие низкочастотного уровня обеспечения из потребностей высокочастотного уровня является экстенсивным путём развития СМО и носит название пакетного принципа. С целью интенсификации процессов создания СМО системы автоматизированного проектирования (САПР) провести исследования и разработать методологическое, методическое, алгоритмическое и программное обеспечение систем многоцелевого синтеза учебных программ по курсу “Информатика”.

Исходными для решения этой задачи являются фундаментальные принципы информациологии [3], как системы методологического обеспечения. Информациологический подход базируется на исследовании и изучении конкретного объекта с его взаимоотношениями и взаимосвязями с внешними объектами и внутренними средами. Отношения, сравнения, анализ и синтез составляют основу информациологического подхода исследований всех без исключения социальных процессов и явлений природы.

Современный алгоритм данного представления включает в себя четыре аппаратно или программно оформленных блока: перцептрон – восприниматель информации; концептрон – анализатор ситуаций; сенцептрон – ситезатор структур; акцептрон – организатор или действователь. Выполнение операций происходит последовательно в порядке перечисления блоков. По существу, все рабочие программы, особенно в пакетном режиме, работают таким образом. Если ограничиться этой схемой, которая называется усечённым акцептроном, то человека не вывести из САПИ.

Учебники и учебные пособия, учебные программы, поурочные планы и, вообще, дидактическая литература – есть искусственная информация, т. к. она уже десятки раз пропущена через наше сознание и логику.

Нас интересует проектирование учебных программ как базового, так и специализированных курсов изучения “Информатики”. Мощность множества специализированных курсов “Информатики” существенно больше мощности множества базовых программ. Поэтому необходимо разрабатывать автоматическую, а не автоматизированную систему проектирования учебных программ.

На основе понятий теории категорий: отношение, операция, качество, модуль с использованием современного алгоритмического представления информациологических (информационно-интеллектуальных) идей и методов можно построить программные блоки замыкания целевых отношений.

Разработчик системы получает целевое отношение: с одной стороны это функционалы цели, с другой – это ещё и заданное множество качеств. Замыкание целевых отношений предшествует выполнению операций

Данное построение стало возможным после принятия во внимание, что замыкание отношений тоже может являться операцией. Внешне, в итеративном режиме, происходит замыкание отношений; когда все отношения становятся замкнутыми, переходят во внутренний цикл и начинают выполнять операции.

Для программы обучения курсу “Информатика” множество качеств изображают в виде возможных для включения в курс разделов, тем или глав, из которых будет состоять программа курса. Система на основании прошлого опыта, имея замыкание прагматики в виде множества функционалов цели и конкретного выражения вектора весов, проектирует. Разработчик, имея в своём распоряжении неформальные оценки, оценивает насколько вариант программы обучения курсу “Информатика” соответствует его неформальным представлениям проектируемой программы.

Литература

  1. Сурков В.И., Рукин Я.В. Всесоюзное совещание "Автоматизированные системы научных исследований". Тезисы докладов. 3-7 10.1989. Москва.1989. с. 29-30.
  2. Шлендов В.Д., Шлендова Т.К., Рукин Я.В. Международный симпозиум по проблемам математического моделирования процессов взаимодействия человеческой активности и окружающей среды. Тезисы докладов. Телави.18- 23.09.1978. Тбилиси.1978 с.61-64.
  3. Юзвишин И.И. Основы информациологии. ВШ, М. 2001

Источник информации: ИТО
Дата публикации: четверг, 19 декабря 2002 года
Версия для печати | Оглавление